СМИ, медиа
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

У его рабочего места часто висел переходящий вымпел передовика, одежда была пропитана ароматом типографской краски

За давностью времени имя печатника Василия Хмарина забылось. Напомнил о мастере печатного дела экспонат местного исторического музея.

Обращая внимание на таблички к предметам, выставленным на музейных экспозициях, мы не только считываем информацию об авторах произведений искусства, благодаря таким этикеткам может появиться целая история.

«Печатник Хмарин В. Потапов А. А. Гипс. Курганинск», - читаем на музейной этикетке к гипсовому бюсту человека со строгим профилем.

Имя Алия Потапова, автора скульптуры «Печатник Хмарин», по сей день - на устах сотрудников редакции. В прошлом он автор очерков, фельетонов и репортажей газеты «Кубанская новь». Пару лет назад Алий Александрович продал свой дом с мозаикой и перебрался в Тихорецк, к дочери.

- Бюст Василия Хмарина я лепил, намереваясь поступать во Львовское художественное училище, - вспоминает наш бывший коллега во время телефонного разговора. - Василий Алексеевич был хорошим печатником, чутким человеком, хорошим товарищем. Мы дружили.

А вот из нынешних сотрудников редакции печатника Хмарина никто не припомнил. Найти родных, выйти на товарищей по печатному цеху помогло небольшое журналистское расследование.

Печатником стал не сразу

- Да, это он, очень похож! Надо же, бюсту полсотни лет, а я вижу его впервые, - поглаживая  гипсовый воротник рабочего халата отца, восклицает сын Василия Хмарина - Александр.

Мы разыскали Александра Васильевича, чтобы показать находку и расспросить об отце.

- Печатником отец стал не сразу, - вспоминает наш собеседник. - Вымпел передовика печатного дела появился позже. Работу в типографии он начинал в помощниках наборщика: учился складывать свинцовые литеры в рамки, которые потом закладывались в печатную машину.

По словам Александра Васильевича, его отец много времени проводил на работе. Печать газеты было непростым, ответственным делом. Нередко Василий Хмарин становился и за тигельную машину - рабочее место супруги Екатерины.

- В детстве мне казалось: с одежды, кожи и волос отца аромат типографской краски не выветривался. Я не раз бывал в печатном цехе, но прикасаться к чему-либо отец не разрешал - там большой и острый тесак, там печатный механизм, - продолжает свой рассказ Александр Хмарин. - Я мог только смотреть, слушать и впитывать царящую в типографии атмосферу. Хорошо помню грохот печатных машин, густой тяжелый запах свинца, масел, клея, типографской краски.

Запомнила отца в цехе и его дочь Людмила.

- Я училась в начальной школе, когда мы классом пришли в типографию на экскурсию, - вспоминает Людмила Васильевна Назарко (в девичестве Хмарина). - Как сейчас, помню отца в черном халате, нарукавниках выше локтя.

Людмила до сих пор живет в родительском доме по улице Нагорной. По наследству от родителей ей перешли: деревянная скульптура отца - заготовка под будущий гипсовый бюст, и юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ленина», ее Василий Хмарин был удостоен в апреле 1970 года.

Дал оборот - выскочил оттиск

В паре с Василием Хмариным газету печатал Николай Сомов - друг детства Алия Потапова, Алика, как его звали близкие.

Николай работал в типографии с 16 лет. Его, босяка и безотцовщину, взял в помощники печатника заведующий типографией Иван Маркович Харченко.

Шел 1953 год. В наставниках Николая был Василий Хмарин. У Василия Коля учился работать на немецкой плоскопечатной машине. Процесс работы был таким: один печатник, стоя на возвышенности, подкладывал в приемник чистые листы бумаги, второй - крутил колесо: дал оборот - выскочил оттиск. Отпечатанную газету из-под барабана подхватывали и укладывали на стол тонкие деревянные «пальцы», установленные позади машины.

Оборудование было примитивным, ручной малопроизводительный труд выматывал, но сотрудники типографии делали все возможное, чтобы выпустить газету в срок.

Вот какие воспоминания Николая Сомова хранятся в музейных архивах:

- Уставали сильно - труд ручной и непроизводительный. Бывало, печатали до утра. Редактором тогда был Иван Андреевич Пономарев. В 1953 году в типографию провели электричество. Установили четырехцилиндровый движок с генератором. Электроэнергию подавали с вечера до 12 ночи. Потом заводили свой движок и допечатывали газету. В таких примитивных условиях мы работали. Шло время, появились новые печатные машины. А мы со старшим коллегой Василием Алексеевичем Хмариным были бессменными. Потом пришла еще более современная техника - ротационная машина. Она уже могла за час тысяч пятнадцать оттисков дать, причем сразу с двух сторон.

В типографии работала и супруга Николая Сомова - Валентина.

Валентина Николаевна пришла в печатники в начале 60-х. К тому времени у нее был опыт работы в Донецкой типографии.

- Василий Хмарин был трудолюбивым, ответственным работником, хорошим товарищем. Они с Николаем работали в паре. Если у одного становилась печатная машина, то второй приходил на помощь, - вспоминает она. - Газету набирали вручную, случалось, из-за поломки рамки срывались, литеры рассыпались. Народ был дружный, понимающий: наборщики и корректоры оставались - заново набирали, верстали, вычитывали. Печатники ждали, порой печатали до самого рассвета.

Работали, как единый слаженный механизм

В 1963 году с присоединением Курганинского района к Лабинскому работа в редакции приостанавливалась, а вот типография работала по-прежнему - печатали листовки, плакаты, бланки, инструкции.

В марте 1964 года Курганинский район восстановили в прежних границах. Сотрудники редакции вернулись в Курганинск. Вот только выпускали они уже не «Знамя коммуны». С приходом нового редактора районку переименовали в «Кубанскую новь».

Редактором возрожденной газеты назначили Таисию Степановну Золотову (позже Бурлуцкая). В то время типографию возглавлял Иван Федорович Моторкин.

Коллективы редакции и типографии работали, как единый слаженный механизм.

В 1965 году в типографии установили линотип. С его появлением жарко было и в прямом, и в переносном смысле слова во всех типографских цехах. Особенно в линотипном - там газетные строки отливались в металле: на тыльной стороне строкоотливной машины находился раскаленный котел, в котором готовили типографский сплав из олова, свинца и сурьмы. Жара шла, как от раскаленной печи. Особенно тяжело приходилось летом - привычных для нас кондиционеров в то время не было.

Несмотря на трудности, работники типографии не жаловались: под несмолкаемый стрекот машин металлические строки одна за другой падали в верстатку, где складывались в аккуратный столбец. Когда материал был набран, с него делали оттиск - гранку, которую вычитывали корректоры и журналисты. Только после этого за работу принимались печатники.

По воспоминаниям Валентины Сомовой, первой линотиписткой была ее тезка Валентина Неуструева. В Курганинск ее перевели из Майкопской типографии.

Набор шрифтов - музейная редкость

Теперь буквы в гранки никто не складывает. Наборных касс в типографиях не увидишь, впрочем, плоских и строкоотливных печатных машин тоже. Более того, в наши дни здание, в котором прежде размещалась Курганинская типография, пустует.

Два года назад с ее двери снимался тяжелый засов: строители проводили обследование здания на аварийность, музейные работники изучали «ненужные» документы и производственные предметы, собирали экспонаты для тематической выставки.

В экспозицию, посвященную типографскому делу, вошли - набор шрифтов, специальная литература по типографии, образцы бланков, накладных, две старые печати, плакаты по безопасности труда, старая счетная машина, кассовый аппарат.

- 18 марта 1930 года был отпечатан первый номер районной газеты, значит, с этого времени начинается отсчет работы курганинской типографии, - комментирует директор музея Елена Гончарова.

По ее словам, в начале 1930-х годов развернулась большая работа по созданию сети районных газет, перед которыми стояла задача - на местах обеспечивать реализацию политики партии по проведению сплошной коллективизации крестьянских хозяйств Северного Кавказа.

Районные газеты, созданные в эти годы, заполнялись информационными сообщениями, сводками с полей, призывами «подтянуться», «равняться на передовиков», рапортами о досрочном выполнении планов по хлебозаготовкам, призывами к сплоченности и бдительности в борьбе с классовыми врагами и оппортунистами.

Районки были школами рабселькорров, руководили колхозными и совхозными газетами, проводили обзоры стенгазет, конкурсы низовой печати, организовывали дозорные посты и бригады.

В 50-х «Знамя коммуны» удвоила полосность: стала выходить трижды в неделю на четырех полосах. Редактором в те годы был бывший чекист, участник строительства Магнитки Иван Андреевич Пономарев, ответсекретарем - Василий Лещенко, селькорром - Петр Дородников, заведующим сельхозотделом Валерий Чайкин, вместе с ним о тружениках полей и ферм писали Петренко и Питолин.

Расцвет газеты пришелся на конец 60-х. При Таисии Бурлуцкой тираж районки достигал 20 тысяч экземпляров. «Кубанская новь» дважды представляла край на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Авторами газеты были Алий Потапов, Павел Филатов, Павел Кочерга, Михаил Сакке, Александр Пономаренко и другие. В 1970 году в газету пришла Людмила Косилова, ее имя знакомо читателю под псевдонимом Григорополисская.

В наши дни журналисты газеты «Курганинские известия», преемницы «Знамени коммуны» и «Кубанской нови», сами набирают электронные тексты будущих статей. Верстальщики и дизайнеры ставят их на цифровые макеты полос. Бумажная версия районки, как большинство краевых периодических изданий, печатается в самой крупной типографии края - «Печатном дворе Кубани».

Последние новости

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода