Сегодня День пограничника отмечают военнослужащие российских пограничных войск и ветераны погранслужбы
Для курганинца Николая Логвиненко служба на границе завершилась в 1976 году. Он уверен, что армейский опыт наложил отпечаток на последующую жизнь.
- Приучаешься к дисциплине, укрепляется чувство ответственности, воспитываются такие качества, как взаимовыручка, внимательность к товарищам по службе. Проще говоря, человек мужает, взрослеет, - уверен Николай Иванович.
Наука – охранять границу
Он не отлынивал от службы в армии – в то время это считалось позором, не выбирал себе род войск – как автомобилист он везде пригодился бы. Но когда узнал о назначении в погранвойска, то обрадовался. Служба на границе считалась почетной и интересной. Новобранца посчитали достойным для учебы в школе сержантов. Науку охранять государственную границу Николай Логвиненко осваивал в Ахалцихском погранотряде. Запомнились ему стрельбы, бесконечные тренировки, которые, безусловно, пригодились на постоянном месте службы.
- Было трудновато, но как без этого? Как говорится, трудно в учении, легко в бою, - улыбается Николай Иванович.
После школы сержантов Николая Логвиненко направили на охрану границы в Хичаурский пограничный отряд № 23/58, который располагался в горной местности на территории Аджарской автономной республики в составе Грузинской ССР. На противоположной стороне границы – территория Турции.
В заставу входило 15 участков общей протяженностью 6 километров. Проволочное заграждение, хотя и находилось под электричеством, регулярно подвергалось воздействию со стороны крупных диких животных, которые имелись во множестве в этом регионе, где охота была запрещена. Так что пограничникам частенько приходилось выезжать по ложной тревоге, и только увидев на контрольно-следовой полосе следы, они понимали, что нарушитель - четвероногий.
По горным дорогам и родным улицам
Именно заместитель командира взвода сержант Николай Логвиненко отвозил тревожную группу на место происшествия. За время службы он сменил четыре тентованных автомобиля марки ГАЗ-66:
- Отношение к технике было очень серьезным. В нашем отряде ни одной машины после капремонта не имелось, только новые. Поломок у меня никогда не было и аварий тоже, - без бахвальства констатирует Николай Иванович.
Он служил достойно, получил похвальную грамоту, о нем писали в окружной газете «На рубежах Родины» как об одном из лучших пограничниках-водителях, старшем погранотряда. Николай Логвиненко – отличник Советской армии и отличник погранвойск, и он до сих пор помнит и называет командиров по воинским званиям, именам и фамилиям. А совсем недавно ему приснился кусочек из пограничной службы – за рулем автомобиля выезжал на заставу. Но после демобилизации в июне 1976 года на границе больше не довелось побывать.
- Мне предлагали остаться на сверхсрочную службу, я отказался – очень хотелось домой. Но когда вышел за КПП и уже приехал в Батуми, то стало жалко до слез – все друзья остались там, мы стали как братья, - говорит он.
После увольнения из армии вскоре устроился в Курганинское пассажирское автотранспортное предприятие водителем пассажирского автобуса, со временем создал хорошую семью.
- Я доволен, как сложилась судьба, - улыбается Николай Иванович. – Главное, что радует – семья хорошая, есть две дочери и внук. Все живут здесь.
Вместе с супругой Верой Викторовной, которая во всем поддерживает Николая Ивановича, они помогли ветеранам погранвойск в реализации инициативы – возле исторического музея установить памятный знак в виде пограничного столба. Возле него теперь собираются ветераны пограничной службы советского времени и те, кто совсем недавно служил в российской погранслужбе. И этой традиции жить в веках: пока есть Россия, будут и те, кто охраняет неприкосновенность ее границ.