Заслуженный военный летчик России полковник Александр Гостев пилотирует военные самолеты четвертый десяток лет Фото из домашнего архива Александра Гостева.

Люди, судьбы
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Человек с обостренным чувством долга и справедливости, летчик-снайпер, летчик-исследователь, командир авиационной группы высшего пилотажа «Соколы России», Заслуженный военный летчик России полковник Александр Гостев - наш земляк. В юбилейный год родного города он украсил небо над ним фигурами высшего пилотажа.

Франция, Германия, Норвегия, Китай… Его взору с высоты птичьего полета открывалась красота разных стран, но милее кубанской земли, так схожей с уютным стеганым одеялом, он не нашел.

Любовь к небу родом из детства

На голубом холсте - белый шлейф облаков. Повторяя путь самолета, летящего на большой высоте, он тянется вслед за призывно ревущими двигателями. Эта картина из детства Александра Гостева стала жизнеопределяющей. Рано почувствовав свое предназначение, наш земляк с юных лет проникся любовью к небу. В том, что будет летчиком, сомнений не было. Закрепилась уверенность в дни, когда в отпуск приезжал красавец-курсант с синими погонами. Курсантом был двоюродный брат Николай. По окончании Харьковского военного авиационно-технического училища он служил в Забайкалье борттехником вертолета. Прошел Афганистан, Анголу.

В одну из поездок в Украину родители привезли Саше игрушечный самолет. Памятным о том визите к друзьям был фотоснимок на фоне ИЛ-14. Для Гостева-младшего и фотокарточка, и железный самолетик на долгие годы стали настоящими ценностями. Взапой он читал книги об авиации и был частым гостем библиотеки на Горького. Бродя среди стеллажей, выискивал на полках книги с подходящими названиями. Если художественные книги читались легко, то историческая литература и публицистика до определенного возраста были не по силам: пропуская исторические события, Саша отыскивал те части текста, где описывались действия пилотов. Когда на экране черно-белого «Горизонта» показывали советские киноленты об авиации, он бросал все свои занятия и, прильнув к экрану, с упоением пересматривал фильмы - «Ключи от неба», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «В бой идут одни старики», «Валерий Чкалов» и другие.

Отчий дом - родная гавань

Прежде чем Гостевы поставили дом по улице Максима Горького, семья ютилась на подворье бабушки по линии отца. Мария Фоминична была верующей, часто ездила по монастырям. Ее дом по Коммунистической запомнился маленькому Саше большим иконостасом, а еще незабываемой находкой: как-то, перебирая старые вещи, пылящиеся в сарае, он наткнулся на этюдник, масляные краски и холст с контуром картины Васнецова «Три богатыря». Это богатство принадлежало его дяде, Михаилу Ивановичу. В свое время он учился в Ленинградском художественном училище, принимал участие в реставрации храма Вознесения Господня. Находка не стала случайностью: видя, как старательно и увлеченно Саша разбавляет краски льняным маслом, отец отдал его в художественную школу. Работа «Тракторист» и другие стали лауреатами краевых конкурсов.

К отчему дому Саша прикипел всей душой. Любил он его за пение кенаров и пестроту рыб, снующих в больших аквариумах. Уюта придавала роспись стен, к которой была приложена его собственная рука: на одной из стен Саша нарисовал птиц в саду, на другой - подводный мир. Долгие годы, делая ремонт, родители оставляли картины нетронутыми. А когда затеялись продавать дом, Саша воспротивился. «Не буду приезжать в отпуск!» - заявил он. И мать с отцом отступили.

Несмотря на свою большую любовь к самолетам, в школьные годы Саша не решился нарисовать даже одного. Первую крылатую машину набросал будучи суворовцем, а уже в Качинском авиационном училище рисовал боевые машины на титульных листах дипломов для всей эскадрильи, выверяя пропорции по расчерченной кальке.

Предметом гордости были конспекты, в которых курсант Гостев каллиграфическим почерком скрупулезно фиксировал летные науки.

Курс - в летную профессию

Иван Иванович Гостев (отец Саши) был казаком по духу. Казачий дух и ценности, основанные на служении Отечеству, он ковал в душах и сердцах сыновей. Большой любитель лошадей, Иван Иванович не раз брал мальчиков на краевые скачки. В детстве и юности он и сам был в седле. Для Саши же самым желанным седлом стало кресло пилота. Отец одобрял его выбор и где-то даже торопил события. Однажды во дворе дома Гостевых появился молодой человек в кадетской форме. «Вот смотри, пойдешь в суворовцы?» - с надеждой спросил отец. И Саша согласился, надеясь, что именно кадетство приблизит его к исполнению мечты о небе.

Казанское суворовское училище

В Казань 15-летний Александр Гостев ехал из Краснодара. В тот год с Кубани отправляли порядка шестидесяти новобранцев. Вместе с Гостевым поступал наш земляк Олег Боровиков, сын председателя райкома партии Зои Ивановны Боровиковой. Несмотря на то, что училище располагало великолепной базой, подготовка к экзаменам шла в палаточном лагере. Лес, дождь, сырость, армейский стресс - служили своеобразным испытанием для мальчишек. Справились с ним не все. Гостев - справился. В дальнейшем хорошим подспорьем стало землячество. Дружеское плечо Саше и Олегу подставляли курганинцы Борис Пузанов и Андрей Пономаренко. Эта ниточка продолжила виться. Когда в училище пришел Геннадий Осиков, чувство локтя он ощутил уже от Гостева и Боровикова.

Несмотря на то, что в свое время из стен Казанского суворовского училища выходили, в том числе, и космонавты, в годы учебы Саши курсантам даже думать запрещали о летных училищах. Предназначением выпускников были военные училища сухопутных войск. Вопреки сложностям, Гостев внес свои коррективы в эту практику.

Качинское высшее военное авиационное училище

Стартовая площадка в карьере военного летчика Александра Гостева - Качинское высшее военное авиационное училище. Чтобы стать его курсантом, нашему земляку пришлось приложить немало настойчивости, а где-то и смекалки.

Эскадрилья, в которую попал Гостев, обучалась по экспериментальной программе: помимо качественных знаний, будущие военные летчики получали еще одно важное преимущество - первый полет приходился уже на первый год обучения. А это именно то, ради чего ребята шли в летные училища. С сентября по апрель - теория, а уже в мае первокурсники пилотировали чехословацкие «Дельфины». На учебно-тренировочных самолетах Л-29 качинцы летали два курса. В первый год обучения курсант самостоятельно пилотировал через семьдесят контрольных полетов. Пилотирование по кругу на высоте триста метров вместо классических шестисот заковывало начинающих летчиков в лимит по времени. В контрольных полетах обязательным был штопор. На втором курсе - более сложные виды подготовки. На третьем - курсанты пересели на боевой самолет МиГ-21. С каждым годом программа усложнялась.

И сегодня полковник Гостев помнит своих наставников. На первом курсе его инструктором был выпускник Ейского летного училища, страстный поклонник французского музыканта Жана-Мишеля Жарра - лейтенант Сурай. Александр начал летать в 1982-м, Сурай был выпускником 1981-го. Старший лейтенант Дьяченко - наставник второго курса, капитан Николай Черепанов обучал летной практике на 3-4 курсах.

Не только летать, но и справляться с трудностями, гордыней, а где-то и несправедливостью учило летное училище.

Служа в Венгрии, во время серьезного отказа техники младший лейтенант Гостев вынужден был действовать по собственному усмотрению, потому что нештатная ситуация не была описана в инструкции. Командир дивизии решил, что пилотом допущена ошибка, и на месяц отстранил летчика от полетов. Гостеву предстояла сдача зачетов по авиационной технике. Так как этот случай не был описан в руководстве по летной эксплуатации самолета, для заполнения графы «правильные действия экипажа» схемы авиационной предпосылки «виновник» обратился к инженеру полка. К тому времени инженерная служба разобрала его случай, сымитировав подобную ситуацию. Вывод - ошибки в эксплуатации допущено не было. Несмотря на оправдательный вердикт специалистов, зачет сдавать Гостеву все же пришлось.

Служба военного летчика-истребителя

1985 год. В Венгрию, в Южную группу войск Александр Гостев попал по распределению: первая удача - он не остался инструктором в училище, вторая - в штабе группы войск распределился в истребители. Летать на МиГ-21 помог жребий, те из однокурсников, кому повезло меньше, пошли в разведывательную авиацию и сели на уже устаревшие самолеты модели ЯК-28 р.

В Венгрии прошли четыре года службы. В 1987 году полк переучивался на многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29. Через год полк должен был подвергнуться проверке на предмет готовности к несению боевого дежурства. Проверка проходила в Туркмении на авиабазе «Мары». Вместо полка проверке подверглась одна эскадрилья из шестнадцати пилотов. Вошел в ее состав и Гостев. Это была хорошая школа - новые самолеты работали безотказно, летчики устраивали свободные воздушные бои 4х4, летали на предельных скоростях, с предельными углами атаки… Из двенадцати тестовых мишеней две были уничтожены нашим земляком.

В Венгрии 23-летний лейтенант Гостев познакомился с Валентиной, медсестрой военного госпиталя. Красивый роман перерос в крепкие узы брака. Продолжили род Гостевых два сына: Алексей появился на свет в Будапеште, Андрей - в Липецке. Сегодня старший сын Александра и Валентины - хирург, младший - пилот гражданской авиации.

В тяжелые для авиации 90-е годы многие летчики, не выдержав бездеятельности, меняли профессию. Гостев остался верен своему призванию, потому что без неба жизни своей не мыслил. Другой стороной «мертвой петли» стала возможность сделать паузу и посвятить себя воспитанию детей. Было время и для хобби. Именно тогда Александр Иванович увлекся сбором моделей самолетов. Первыми собрал те истребители, на которых летал сам. В одном из ящиков его рабочего стола до сих пор лежит аэрограф и несколько не склеенных машин - не хватает времени.

Рабочие будни полковника Гостева

Повседневную работу начальника исследовательского отдела Липецкого авиацентра полковника Александра Гостева обыденной назвать трудно. Девиз центра: «Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать!». Здесь переучивают летный и инженерно-технический составы строевых частей, разрабатывают и внедряют в практику методики боевого применения авиационных комплексов. Гостев и его команда облетывают новые самолеты, испытанные гражданскими и военными летчиками-испытателями, пишут для летчиков строевых частей методики по навигации, технике пилотирования и боевому применению, тестируют летный состав.

Демонстрационный полет в небе рождается на земле. Летчики авиационной группы высшего пилотажа «Соколы России» проходят тренаж перед полетом / Фото из домашнего архива Александра Гостева.Быть летчиком - значит быть готовым к постоянным физическим и умственным нагрузкам. Мало поднять самолет в небо, нужно выполнить поставленную задачу и быть готовым к решению возможных нештатных ситуаций. Пробивать облака, сажать самолет в условиях нулевой видимости или, собрав волю в кулак, выходить из оптической иллюзии - удел сильных духом. Демонстрационные полеты - тоже большой труд. Красивая картинка полетов - для зрителя, для пилота - это квинтэссенция опыта, мастерства и упорства. Гостев в этом плане настоящий ас и… художник. Именно благодаря его творческому взгляду зритель видит четкую спираль из тепловых ловушек, которую летчик выпускает на самой подходящей для красивого рисунка фигуре - «кадушке».

В небо каких только стран ни поднимался наш земляк, какие только задачи ни приходилось ему выполнять.

В Норвегии полковник Гостев был с дружественным визитом, выполнял совместные полеты с норвержскими пилотами на самолетах F-16. Во Франции в момент снятия полотна с памятника воинам авиполка «Нормандия-Неман», открытого президентами Владимиром Путиным и Жаком Шираком, в небе над Ле Бурже в едином смешанном строю прошли две четверки истребителей - российские Су-27 и французские «Миражи». Один из российских самолетов пилотировал наш земляк. Во время открытия первой российской зарубежной авиабазы в Канте за одиночным показательным выступлением Гостева вместе с многочисленными зрителями следили Президент России Владимир Путин и Президент Киргизии Аскар Акаев. Демонстрационные полеты «Соколов России» Владимир Путин видел и в Липецке. Тогда рядом с ним был еще один глава государства - на сей раз премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.

За годы службы Александр Гостев освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-30 всех модификаций и Су-35, в том числе на режимах сверхманевренности. Выполнив свыше 4,5 тысячи полетов, он провел в небе порядка 3,5 тысячи часов. В летной книжке нашего земляка есть автограф Владимира Путина.

Над столицей России Гостев впервые поднял самолет четверть века назад. Тогда это был пролет над Поклонной горой. Начиная с 2008 года, он - непременный участник парадов Дня Победы на Красной площади.

Прошлый год стал для нашего земляка знаковым - в то время, когда под рев реактивных двигателей тысячи курганинцев устремили взгляды в небо, прорезая синеву родных просторов, показался истребитель полковника Гостева. Спустя несколько часов, вслед за ним пришла авиационная группа «Соколы России». В небе Курганинска, малой родины командира, асы высшего пилотажа демонстрировали маневренный воздушный бой на СУ-35 - самых современных самолетах, стоящих на вооружении ВВС России. Уходя на аэродром базирования, Александр Гостев вышел на связь и поздравил земляков с юбилеем родного города.

Напоминанием о виртуозных полетах «Соколов России» будут служить не только личные воспоминания курганинцев. Перед отъездом пилотажная группа посетила Курганинский исторический музей и пополнила экспозицию, посвященную летчикам. В свою очередь, кубанка, нагайка, баночка «курганинского воздуха» и другие памятные подарки, привезенные пилотами с Кубани, заняли достойное место в музее Липецкого авиационного центра.

В летопись Курганинска и самого Александра Гостева войдет фраза, сказанная им в момент присвоения ему звания «Почетный житель Курганинского района». «Если бы у меня была вторая жизнь, я хотел бы исполнения только двух желаний: вновь родиться в Курганинске и вновь стать летчиком!» - сказал он.

Последние новости

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода