Власть, самоуправление
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В Госдуму внесен проект закона, допускающий для НКО, как и для субъектов предпринимательства, замену штрафа предупреждением. Законопроект на рассмотрение коллег внесли члены Экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия» по совершенствованию законодательства, регулирующего работу СМИ и вопросам развития гражданского общества во главе с его руководителем Натальей Костенко.

Законодатель предлагает внести в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, разрешающие судам выносить в отношении некоммерческих организаций, впервые совершивших правонарушения, выявленные в рамках проводимого государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вместо штрафа предупреждение.

Напомним, что указанное послабление было введено в 2016 году для защиты малого и среднего бизнеса от чрезмерного давления, которое они испытывали при наложении на них надзорными органами штрафных санкций.

 Принятые поправки позволили, применять правоприменителям в отношении субъектов малого и среднего бизнеса более демократичный подход, и при совершении ими впервые административного проступка, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, выносить вместо штрафа предупреждение.

Важным условием применения данной преференции, стало то, что правонарушение не должно причинять вред (а также не создавать угрозу для его причинения) жизни и здоровью людей, животных, окружающей среде, объектам культурного наследия. Также допущенное нарушение не должно влиять на безопасность государства, создавать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинять, кому бы то ни было имущественного ущерба.

Однако, по мнению автора законопроекта, принятые нововведения, два года назад защитили только представителей малого и среднего бизнеса, поставив при этом организации некоммерческого сектора в дискриминационное положение, лишив его возможности применения в отношении них превентивной меры ответственности.

 «Действующая редакция статьи 4.1.1. КоаП РФ носит дискриминационный характер, поскольку в настоящий момент на замену штрафа предупреждением, могут рассчитывать только коммерческие организации. Например, сейчас, если НКО вовремя не сдали отчет в Минюст, они штрафуются на 10-20 тыс. рублей, а малый и средний бизнес за не сдачу бухгалтерской отчетности получат сначала предупреждение, а при повторном нарушении — должностное лицо коммерческой организации, ответственное за сдачу бухгалтерской отчетности заплатит штраф в сумме 300-500 рублей. К нам в Совет с этой проблемой обратились непосредственно некоммерческие организации, и на наш взгляд, в такой ситуации, неприменение указанной статьи в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность, как правило, на безвозмездной основе или на средства благотворителей, ставит их в неравное положение с коммерческими организациями, которые в отличие от некоммерческих организаций, систематически получают прибыль и имеют материальную возможность оплачивать штрафные санкции. Таким образом, при совершении одних и тех же правонарушений, некоммерческие организации при назначении им административного наказания  оказываются в более ущемленном положении по сравнению с субъектами малого и среднего предпринимательства», пояснила Наталья Костенко.

По словам Натальи Костенко, на целесообразность внесения поправок в статью 4.1.1. КоАП РФ, также указывает и правоприменительная практика, где суды, отказывая НКО в замене штрафа предупреждением, прямо указывают на то, что данное послабление может применяться только в отношении коммерческих организаций. Таким образом, данная норма предусматривает в отношении некоммерческих организаций безальтернативное административное наказание только в виде штрафа, без применения такой меры ответственности как предупреждение.

По мнению депутата, сегодня нет препятствий в устранении существующего законодательного пробела, поскольку статья 4.1.1. КоАП РФ не содержит отсылочных норм к конкретным законам, а понятие государственного контроля и его применение (согласно статьи 1 части 4 пункта 24 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») также включает в себя надзор за деятельностью субъектов некоммерческих организаций, она носит общий характер и может, после предлагаемого уточнения, применяться и в отношении некоммерческого сектора. Таким образом, включение в субъектный состав статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческих организаций, не будет противоречить содержанию и значению действующей редакции статьи 4.1.1 КоАП РФ. Кроме того, принятие данных поправок позволит правоприменительным органам применять санкцию в форме предупреждения на равных условиях в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организациях, совершивших впервые административное правонарушение. Недопущение несения некоммерческими организациями непосильных штрафных санкций, обеспечит более эффективную работу некоммерческих организаций (в том числе социально-ориентированных), их партнерства и взаимодействия с обществом и государством.

Законодательная инициатива была одобрена Координационным советом по законотворческой деятельности фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 17 октября 2018 г.