Власть, самоуправление
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

С 1 марта 2015 года в силу вступил ряд изменений к земельному законодательству России. Рассказать о том, в чем суть этих изменений, мы попросили главного специалиста управления имущественных отношений администрации муниципального образования Курганинский район Сергея Воробьева.

- Сергей Александрович, в какие именно законодательные акты внесены изменения?

- Изменения внесены в Земельный кодекс Российской Федерации и в ряд смежных законодательных актов. Согласно этим изменениям, полномочия по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, перешли к поселениям. Существует три уровня собственности: государственная, муниципальная и частная. Есть такие участки, которые находятся в государственной собственности, но право на них не зарегистрировано ни за Федерацией, ни за субъектом Федерации, ни за муниципалитетом. Вот как раз полномочия распоряжаться такими землями и передано, в соответствии с изменениями законодательства, поселениям. Ранее этими землями распоряжался район.
Кроме того, полностью изменился порядок предоставления земельных участков в собственность и в аренду. Законодатель четко регламентировал алгоритм действия органов местного самоуправления при проведении этих процедур. Определены основания, на которых заявителю может быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

- В чем суть изменений?

- В соответствии с новым законодательством, теперь земельные участки предоставляются в аренду или в собственность только путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением оговоренных в этом же законе случаев.

- Каких именно?

- Без проведения торгов может быть продан земельный участок, на котором расположены здания или сооружения, собственникам этих построек либо помещений в них. Проще говоря, если вы являетесь собственником, к примеру, дома и хотите приобрести в собственность землю, на которой этот дом расположен, то вы имеете право сделать это без проведения аукциона. Также без проведения аукциона приобрести в собственность земельные участки, находящиеся у них в постоянном (бессрочном) пользовании, могут юридические лица. Без аукциона может быть продана земля крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, оговоренных в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Арендаторы земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, приобретают право выкупить участок в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды на данный участок, при условии надлежащего использования земли. При этом арендатор должен подать заявление о заключении договора купли-продажи участка до того, как закончится срок действия договора аренды. Гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства земельный участок может быть предоставлен для приобретения в собственность при условии соблюдения требований статьи 39.18 Земельного кодекса. Речь идет о том, что предварительно должно быть размещено объявление в газете и на сайте правительства о том, что данный земельный участок продается в собственность. И если в течение месяца не поступает заявлений от других граждан о желании приобрести данный земельный участок, то договор купли-продажи заключается с единственным заявителем без проведения аукциона, а если поступают заявления от других лиц, желающих приобрести этот участок, то проводится аукцион и договор заключается с лицом, которое, в соответствии с порядком проведения аукциона, будет признано победителем.

- Вы уже отметили, что согласно нововведениям в земельном законодательстве договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается только на торгах, проводимых в форме аукциона. А предусматривает ли законодательство какие-либо исключения из этого правила?

- Да, как и в случае приобретения участка в собственность, при предоставлении участка в аренду законом предусмотрен ряд случаев, когда договор может быть заключен без проведения аукциона. Например, это возможно, если речь идет о земельном участке, на котором расположены здания, сооружения, земельном участке для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельном участке, расположенном за границами населенного пункта, для ведения личного подсобного хозяйства.
Без аукциона может быть предоставлен земельный участок гражданам под индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности. Но здесь, опять же, должны быть соблюдены требования статьи 39.18, то есть должно быть предварительно размещено объявление в газете и на сайте правительства о том, что данный земельный участок предоставляется в аренду.
Правом заключить договор аренды без аукциона обладает арендатор земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, который подал заявление о заключении нового договора аренды до истечения срока действия ранее заключенного договора, при условии надлежащего использования этого земельного участка. Под надлежащим использованием, в данном случае, понимается четкое исполнение арендатором условий договора, своевременная уплата арендной платы, отсутствие административных взысканий за ненадлежащее использование земли. Контроль за надлежащим использованием земли осуществляют Россельхознадзор, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Кубаньземконтроль. Документы, подтверждающие надлежащее использование земли, арендатор предоставляет нам самостоятельно. Согласно закону Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», документом, подтверждающим  надлежащее использование земельного участка, может служить копия финансового документа за предшествующий календарный год о получении за счет средств краевого бюджета субсидии на оказание несвязанной поддержки  сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства. Если такой финансовый документ отсутствует, то для юридических лиц подтверждающим документом может быть отчет за предшествующий календарный год о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции по форме № 9-АПК (для отрасли растениеводства) или по форме № 13 АПК (для отрасли животноводства), для крестьянских (фермерских) хозяйств - информация за предшествующий календарный год о производственной деятельности по форме № 1-КФХ или о наличии ресурсов по форме № 2-КФХ.
Всем остальным арендаторам без проведения аукциона земельный участок в аренду предоставляется при соблюдении ряда условий. Первое условие: земельный участок первоначально должен был быть предоставлен без торгов. Второе условие: заявление должно быть подано до истечения срока ранее заключенного договора. Третье: ранее заключенный договор аренды не был расторгнут. И четвертое: на момент заключения нового договора имеются предусмотренные Земельным кодексом основания для предоставления участка в аренду без проведения торгов.

- Как рассчитывается стоимость выкупа земельных участков?

- Порядок определения стоимости выкупа земельных участков устанавливается федеральным и краевым законодательством. Законодательством установлено, что цена выкупа земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям, а также гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, либо предоставленных арендаторам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и на которых отсутствуют здания или сооружения, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды, установлена в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка.
Стоимость выкупа земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края. В нем определено, что за земельные участки в случае их продажи гражданам  для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или крестьянским (фермерским) хозяйствам взимается цена в размере их кадастровой стоимости. В случае продажи земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования, стоимость выкупа рассчитывается от срока аренды. Если с момента заключения договора аренды прошло 6 лет, то цена его составляет 80% кадастровой стоимости. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет - 60%. Если участок пробыл в аренде  в течение 12 лет - 40%. А если арендатор надлежащим образом использовал участок в течение 15 лет - 20%.
В случае продажи земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий или помещений в них, цена его исчисляется  десятикратным размером ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более его кадастровой стоимости.

- Сергей Александрович, как Вы сказали, полномочия по распоряжению земельными участками, права собственности на которые не разграничены, переданы в соответствии с законодательными нововведениями поселениям. Наверняка, в этой связи возникает немало спорных вопросов, а у специалистов в поселениях пока еще недостаточно опыта.

- В районе проводились семинары для специалистов сельских поселений, на которых возложены обязанности в сфере земельных отношений, где шла речь о применении новых норм действующего земельного законодательства. А для решения спорных вопросов при администрации района постановлением главы создана постоянно действующая комиссия по работе с обращениями граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений, а также жалобами граждан на действия (бездействие) должностных лиц. Возглавляет комиссию первый заместитель главы муниципального образования Курганинский район Виктор Андреевич Хренов. По всем вопросам, возникающим в сфере земельных отношений, граждане и юридические лица могут обратиться ко мне, как секретарю комиссии. Прием проходит еженедельно, по пятницам, с 13 до 16 часов, по адресу: г. Курганинск, ул. Ленина, 27, кабинет 105.

Беседу вела Л. Чайкина.