Права потребителей финансовых услуг – под защитой

Правопорядок, безопасность
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В 2018 года вступил в силу Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Институт финансового уполномоченного учрежден в целях защиты прав граждан - потребителей финансовых услуг.

Омбудсменом стал бывший советник главы Центробанка Юрий Воронин. Его служба будет разбирать конфликты граждан с финансовыми организациями до суда, если стороны сами не пришли к миру. При этом помощь уполномоченного будет бесплатной. Выделять средства на службу финансового омбудсмена будут в основном сами финансовые организации и Банк России. Финансовый уполномоченный независим от органов власти, организаций и должностных лиц.

Согласно закону потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации только после получения от финансового уполномоченного решения по своему обращению. То есть обращение гражданина-потребителя к финансовому уполномоченному является обязательным досудебным порядком урегулирования спора между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией.

В законе есть список обращений, которые омбудсмен рассматривать не будет, например: обращения по вопросам банкротства граждан и юрлиц; по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды; по вопросам, связанным с трудовыми, семейными, административными, налоговыми правоотношениями, а также обращения о взыскании предусмотренных законом обязательных платежей и санкций.

Срок давности по обращениям к омбудсмену – три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Важно знать

Потребитель может обратиться к уполномоченному по договорам, которые заключены и до вступления в силу Закона о финансовом уполномоченном, то есть до 3 сентября 2018 года.

Заявление может быть подано в письменном или электронном виде, а также через МФЦ. Обращение в электронной форме может быть направлено через личный кабинет потребителя финансовых услуг на официальном сайте омбудсмена (www.finombudsman.ru). Финансовый уполномоченный должен рассмотреть обращение в течение 15 дней. Эти сроки могут быть продлены на 10 дней, если необходимо провести экспертизу.

Решение омбудсмена вступает в силу через 10 рабочих дней после его принятия и обязательно к исполнению для страховых и финансовых учреждений. В противном случае потребителю будет выдаваться исполнительный документ для обращения к судебному приставу для принудительного исполнения решения омбудсмена. Далее с финансовой организации через суд может быть взыскан штраф за отказ добровольно исполнить решение уполномоченного в размере 50 % от суммы, которую потребовал потребитель.

Разъяснения!

18 марта 2020 года Президиумом Верховного Суда РФ утверждены разъяснения по вопросам, связанным с применением Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ.

Так, в разъяснениях указывается, что в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель вправе обратиться с иском непосредственно к финансовой организации в порядке гражданского судопроизводства в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска.

В случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд общей юрисдикции по общим правилам производства в суде первой инстанции. Финансовая организация в таком случае участвует в деле в качестве заявителя, финансовый уполномоченный и потребитель финансовых услуг привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

В первую очередь – вопросы ОСАГО и КАСКАО

Финансовый омбудсмен будет в первую очередь решать споры граждан и страховщиков по вопросам автомобильного страхования – ОСАГО и КАСКО.

В 2019 году с ним стали работать страховщики (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование), с 1 января 2020 года – микрофинансовые организации, а в 2021 году сотрудничество с омбудсменом станет обязательным и для кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций (в том числе банков) и негосударственных пенсионных фондов.

Для остальных финансовых компаний взаимодействие с омбудсменами не обязанность, а право.

До обращения к омбудсмену потребитель должен направить заявление в финансовую организацию. Она обязана рассмотреть этот документ и направить заявителю мотивированный ответ об удовлетворении требований, частичном удовлетворении или об отказе.

Для всех этих действий установлены сроки: 15 рабочих дней с даты получения электронного заявления по стандартной форме. При этом со дня нарушения прав потребителя должно пройти не больше 180 дней; в иных случаях - 30 дней с даты получения заявления.

После того, как потребитель получит ответ от компании или если она вовремя не ответит, потребитель сможет обратиться к омбудсмену.

Финансовые организации по запросу омбудсмена обязаны предоставлять разъяснения, документы, сведения, связанные с обращением потребителя. Это относится и к коммерческой, служебной, банковской тайне, тайне страхования, к иной охраняемой законом тайне.

Н.В. Рощина, мировой судья судебного участка № 165 Курганинского района.

Социальные группы

ОК
VK

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Яндекс.Погода