Политика
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

26 августа в г. Сочи по инициативе активистов краснодарского регионального отделения Общероссийского народного фронта состоялось обсуждение актуальных проблем реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на территории Краснодарского края. Модератором дискуссии выступила член Центрального штаба ОНФ, депутат Государственной Думы Наталья Костенко.

Лидер ОНФ, Президент Владимир Путин в рамках своего майского суперуказа в 2018 г. дал старт национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». Согласно ему до 2024 года Россия должна увеличить объём несырьевого и неэнергетического экспорта до 250 млрд. долларов в год. Решение этой задачи в глобальном плане должно не только пополнить российский бюджет новыми источниками финансирования, создать новые рабочие места, но и помочь стране окончательно слезть с так называемой «нефтянной иглы».

Важнейшую роль в достижении этой задачи, безусловно, должен сыграть Краснодарский край, обладающий развитой международной транспортной инфраструктурой (порты, аэропорты), собственной мощной экономикой и уже сегодня обеспечивающий серьезную долю роста по главным новым направлениям российского экспорта - зерна и металла.

В целом годовой объем экспорта Кубани составляет более 2 млрд. долларов США, и это не только продукция АПК. Как было отмечено в ходе обсуждения вопроса, только за последний год количество кубанских предприятий-экспортеров увеличилось более чем на 40 процентов.  Растет объем поставок вывозимой за рубеж продукции и ее ассортимент. Сегодня в крае осуществляется почти половина всех экспортных операций, проводимых на юге страны. При таком темпе уже через пять лет Краснодарский край может возглавить список регионов-лидеров по объему экспортируемой продукции.

Однако проблемных моментов в ходе реализации нацпроекта тоже хватает. Как отметила модератор тематической площадки «Международная кооперация и экспорт» ОНФ, руководитель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова, согласно исследованию Общероссийского народного фронта, наибольшие проблемы сегодня для российских экспортеров представляют получение разрешительных документов (32%), сложность налогового и валютного администрирования сделок (24%), слабая информационная работа государства с бизнесом (мало доступной информации о внешних рынках) — (16%).

В качестве иллюстрации Наталья Костенко привела пример, когда одна из стран Ближнего Востока выступила с инициативой организации регулярных поставок муки, но так и не смогла найти партнера в Краснодарском крае, так как производитель посчитал, что это будет сопряжено для него с большим количеством проблем.

Что касается экспортеров края, то они на заседании круглого стола ОНФ в Сочи в числе основных барьеров назвали отсутствие в регионе эффективной, отрегулированной нормативно-правовыми актами Стратегии развития экспортной деятельности Краснодарского края до 2024 г., которая бы позволила четко выстроить работу по приоритетным направлениям кубанского экспорта и создать синергию государственных усилий в этом направлении на федеральном и региональном уровнях органов власти и общественных объединений, в первую очередь работающих с деловой средой (РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «Опора России»).

Отсутствие такой стратегии не позволяет решить транспортную проблему на побережье Краснодарского края (перегруз единственной автомагистрали и железной дороги, а также почти полная незагруженность международных морского порта и аэропорта в Сочи, построенных к Олимпиаде). Кроме того, нужно усилить роль государства в области формирования структуры российского экспорта, с одной стороны исходя из изучения зарубежных рынков (начинающим экспортерам сложно разобраться, что нужно производить и где их товар будет наиболее востребован), а с другой стороны — исходя из интересов регионов и страны в целом.

Например, Кубань ежегодно экспортирует около 10 млн. тонн зерна, в то время как могла бы отправлять за рубеж продукты переработки, получая высокую прибыль и создав сотни новых рабочих мест. Для этого нужно провести определенную организационную работу и перестройку в деятельности сельскохозяйственной отрасли, создать стимулы для развития перерабатывающей промышленности, которая и создаст рабочие места — именно это главный эффект от нацпроекта должен быть ключевым для территорий.

Представитель РЭЦ в Краснодарском крае рассказал о тех видах поддержки, которые предоставляет государство в помощь экспортерам. Они носят как финансовый (субсидии на компенсацию транспортных услуг), так и нефинансовый характер (различные консультации и помощь в участии в выставках продукции). Однако, как заявили эксперты ОНФ и сами компании-экспортеры, их проблемы эти виды поддержки не решают. В частности, модератор тематической площадки «Международная кооперация и экспорт» от ОНФ, депутат законодательного собрания г. Сочи Юрий Немцев отметил, что главная помощь, которая требуется российским производителям в экспортной деятельности — рекламное продвижение товара. Потому что участие в выставках и продвижение созданного единого бренда Made in Russia, к сожалению, не дает потребительской узнаваемости. Российский продукт за границей не знают, поэтому зарубежные партнеры уговаривают российские предприятия работать под иностранными торговыми знаками, что ставит их в уязвимое положение, так как при очередной войне санкций это может быть использовано для вытеснения их с зарубежных рынков. И не только европейских, но и азиатских. На сегодняшний момент существует целая линейка брендов, которые даже на отечественном рынке позиционируются как иностранные, а на самом деле производятся чисто российскими предприятиями. Одним из примеров необходимости оказания государственной помощи в рекламе за рубежом продукции и услуг российских экспортеров являются туристические услуги: в Сочи сегодня интенсивно развивается направление привлечение туристов из Израиля и стран ОАЭ, однако ни одному отелю или санаторию не по карману позволить себе рекламу в этих странах — очевидно, что рекламироваться должен в целом отдых в Сочи со всем комплексом туристических услуг.

В качестве важного инструмента поддержки российских экспортеров, который могло бы обеспечить государство в рамках реализации национального проекта, - предоставление субсидий на проведение омологации российского производства в целях повышения соответствия выпускаемой продукции международным стандартам и ее конкурентоспособности. Представитель РЭЦ сообщил, что такая мера поддержки изначально предусматривалась в рамках нацпроекта, но при выделении средств из перечня исчезла.

Проблемой является и отсутствие понимания важности развития экспорта в различных ведомствах, напрямую с этим вопросом не связанных, но влияющих на него непосредственно. Так АО «Сочинский мясокомбинат» пожаловался, что непродуманная технология проведения экспертиз «Россельхознадзором» привела к тому, что на основании исследования, проведенного в одном из регионов страны, был на много месяцев неоправданно заблокирован экспорт продукции в страны Таможенного союза: предприятие понесло не только многомиллионные финансовые убытки, но и имиджевые потери внутри страны и за ее пределами.

Представители Ассоциации производителей Краснодарского чая пожаловались на то, что, несмотря на огромное количество международных наград, не могут выйти на международный рынок в связи с огромным количеством подделок на внутреннем рынке, борьбы с которыми ответственные ведомства не ведут.

Подводя итоги работы круглого стола, Наталья Костенко заявила: «Общероссийский народный фронт берет под свой контроль реализацию национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на территории региона. Разговор на заседании нашего круглого стола был продуктивным. Участники международного рынка указали на самые главные проблемы, мешающие их деятельности, а мы взяли их на карандаш, чтобы заняться их решением. Предложение о создании Стратегии развития экспортной деятельности Краснодарского края до 2024 года и проблемы, которые она должна решить, будут обсуждены с руководством администрацией края в самое ближайшее время, а вопросы, касающиеся корректировки мер господдержки по нацпроекту, будут вынесены на площадки Центрального штаба ОНФ и Государственной Думы, а также направлены в Правительство РФ. Будем все вместе - общество и власть - работать в этом направлении».