Социальная сфера
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как ментальная арифметика может помочь детям с ограниченными возможностями?

Многие родители наверняка слышали выражение «ментальная арифметика». Так что же это такое? Ментальная арифметика - программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета. Освоив ее, ребенок сможет решать арифметические задачи в уме всего за несколько секунд. Ментальная арифметика зародилась в Японии в XVI веке. На начальных этапах обучения используются специальные счеты - абак. Счеты состоят из рамки, разделительной полосы, вертикальных спиц, верхних («пятерки») и нижних («единицы») косточек. Одна верхняя косточка равна пяти нижним. Количество спиц варьируется от 13 до 31. При работе ребенок использует только большой и указательный пальцы. Все движения доводятся до автоматизма. Через некоторое время ребенок совершает вычисления на воображаемом абаке, а задачи решаются с помощью образов.

Известно, что левое полушарие отвечает за логику, рациональность и анализ, а правое - за образность, целостность, интуицию, фантазию и воображение. Ментальная арифметика, помимо развития быстрого счета, помогает развить взаимосвязь работы обоих полушарий, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка.

Программа обучения метальной арифметике направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий. По мнению педагогов, именно этот факт помогает людям выбирать наиболее эффективные решения и добиваться успеха в жизни. Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. У детей 4-12 лет происходит наиболее интенсивное развитие мозга. В этот период занятия ментальной арифметикой способны развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме. Занятия по ментальной арифметике способствуют улучшению математических способностей, увеличивают мозговую активность, делая мозг не ленивым, способствует развитию логики, концентрации внимания и памяти, являются эффективным инструментом интеллектуального развития. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. На первых этапах обучения дети производят вычисления, используя абак (счеты) и обе руки, что способствует развитию мелкой моторики и задействует оба полушария мозга. В дальнейшем ребенка учат производить арифметические действия в уме, применяя счеты лишь в воображении.

Ментальная арифметика, как любое образование, - способ развития ребенка. Можно сказать, что это инструмент развития. Сам по себе инструмент - всего лишь возможность. А как конкретный ребенок будет учиться им пользоваться, зависит, прежде всего, от самого ребенка, от его психической и умственной организации. Любое обучение - это труд, требующий усилий. Здесь дети встречаются как с победами, так и с трудностями. Это закаляет характер и волю.

Правда, есть некоторые особенности при занятиях ментальной арифметикой для детей с ОВ. Заниматься лучше индивидуально с преподавателем (в присутствии родителей, чтобы дома родители могли помочь ребенку), продолжительность занятия подбирается под каждого ребенка. Не все дети с ОВ способны освоить ментальную арифметику.

Детям с легкой задержкой психического развития, аутичными чертами при сохранном интеллекте, легкой умственной отсталостью, гиперактивностью ментальная арифметика вполне по силам. Такие занятия помогают в развитии ребенка. Малыш тренирует навыки работы со счетами постепенно, с переходом от простого к сложному. Занятия проходят 2 раза в неделю. Хорошо, если ученик повторяет пройденный материал дома, тогда к концу программы он точно научится складывать, вычитать в уме двух- и даже трехзначные числа.

При обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья лучше выделить следующие направления работы:

  • ознакомление с ментальной арифметикой;
  • знакомство со счетами - абакус;
  • создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности;
  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • формирование моторики для синхронизации межполушарного взаимодействия;
  • организация взаимодействия со сверстниками для создания положительной мотивации к обучению (наряду с индивидуальными занятиями, необходимо предусмотреть и групповые).

Как же эти навыки можно применять в реальной жизни?

Ментальная математика учит деток направлять внимание на одну задачу и за счет этого справляться с ней в считанные секунды.

Благодаря ежедневным тренировкам навык быстрого решения задач переносится на все сферы: от уроков до выбора профессии. Поэтому в любой кризисной ситуации ваш ребенок уверенно выберет, что для него важно.

Череда успехов закрепляет установку «я победитель» и помогает справляться со сложными задачами в жизни.

Во время занятий ментальной арифметикой активно работает воображение. Благодаря этому ребенок учится мыслить не шаблонно. Поскольку ментальная математика развивает оба полушария мозга, в правом активируются центры, которые отвечают за эмоции и общение.

Т. Андреева, учитель-дефектолог Курганинского реабилитационного центра.

Последние новости

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Яндекс.Погода