Любимая цифра учителя петропавловской школы №10 – «8», как символ бесконечности познания
В интервью газете учитель математики высшей квалификации Наталья Сучкова рассказала о том, для чего школьники учатся решать задачи и доказывать теоремы. Вместе мы порассуждали о присутствии цифр в жизни человека.
Наверняка наш постоянный читатель заметил, что в Год педагога и наставника мы рассказываем об учителях не только в их профессиональный праздник. Время для диалога с Натальей Сучковой выбрано неслучайно: 1 апреля (и это не шутка) отмечается День математика, а еще в этом году - 320 лет «Арифметике» Леонтия Магницкого, первого печатного учебника, вобравшего в себя систематические знания по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации.
- Наталья Львовна, каждый ребенок растет на определенных играх. В какие из них играют будущие математики?
- Родители не отправили меня в школу шестилеткой: после детского сада целый год за мной присматривала бабушка Мария Агеевна, в прошлом - учитель начальных классов. До сих пор помню, как мы проводили время за решением ребусов и шарад из сборника «Со второго взгляда». Этой книжке больше полвека, но она не затерялась в чреде моих переездов. Спустя время воспринимаю ее, как близкого родственника.
Помню, любила играть в магазин. В первый класс пошла не только с портфелем, но и с багажом знаний: знала счет в пределах сотни, могла в пределах ста выполнять действия на сложение и вычитание.
- «Арифметика» Магницкого, что можете о ней сказать?
- Современные учебники математики существенно отличаются от труда 230-летней давности. При этом мы понимаем: по значимости «Арифметику» Магницкого можно сравнить с кириллицей - славянской азбукой, созданной Кириллом и Мефодием.
Уверена, при упоминании «Арифметики» Леонтия Филипповича математики разных поколений испытывают чувство уважения и восхищения талантом и трудолюбием великого ученого.
Наши предшественники учились по этому учебнику на протяжении полувека. Еще порядка сотни лет он оказывал влияние на математическое образование в России.
- Возвращаемся к Вам, в средней и старшей школе алгебра и геометрия давались так же легко, как в начальных классах? Давали ли списывать одноклассникам?
- Мне очень повезло со школьными учителями математики. Да, видимо, у меня были математические задатки. Но именно благодаря педагогам я знала предмет на твердую пятерку. В старших классах училась в классе с физико-математическим уклоном, мы углубленно изучали предмет. Порой учитель бросал нам вызов тем, что сам не справился с той или иной задачей. Представляете, с каким азартом мы брались за решение «нерешенной» задачи?
Среди наших одноклассников были будущие медики, они хорошо знали химию, биологию, а вот с математикой порой были заминки. Им помогала, и не только я. Мы тогда все друг другу помогали. Так нас воспитывали.
- Когда приняли решение пойти в учителя?
- Учителем была не только бабушка. Моя мама - учитель русского языка и литературы. Глядя на нее, я говорила: в педагоги не пойду – никогда, ни за что.
После школы поступила в Ленинградский политехнический институт на факультет прикладной математики. Меня манило программирование: в 1977 году это была развивающаяся отрасль математики. Но жизнь внесла поправки: после первого курса пришлось вернуться домой, в Грозный.
В родном городе были нефтяной институт и педагогический университет. Я перевелась на математический факультет педуниверситета в надежде по его окончании пойти в программисты.
После защиты диплома нас распределили по школам. Немного поработаю и уйду в научно-исследовательский институт – думала я. Ошибалась. Проработав год в школе, поняла - бросать учительство не хочу.
- Помните Ваш первый самостоятельный урок, были ли у Вас наставники?
- Конечно. Я пришла работать в свою грозненскую школу № 2. Это был плюс: мне были знакомы и стены, и люди. Школьные учителя относились ко мне и как к ученице, и как к молодой коллеге. Они приходили на уроки, потом очень деликатно разбирали ошибки, делились опытом, как лучше подать тот или иной материал, как держать дисциплину в классе.
Мне дали три четвертых класса. Мальчишки и девчонки только-только перешли в среднюю школу, для них все было новым: новые учителя, новые классы, новые правила и предметы. Для меня тоже было все новым: я уже не ученица, сижу не за партой, не учусь - учу. Было состояние растерянности и опасения, что дети будут плохо себя вести, что не смогу до каждого донести материал. Первые дни все шло гладко. Дальше мои четвероклашки начали «пробовать меня на зуб» (улыбается). Это был вызов. Я его приняла, прислушивалась к советам старших наставников, читала педагогическую литературу. Словом, справилась, вынесла практический урок.
- Научно доказано: предрасположенность к математическому образу мышления у людей разная. Ученые даже обнаружили ген ROBO1, отвечающий за математические способности и передающийся по наследству. Как этот факт учитывается при оценке успеваемости школьников?
- Нынешние госстандарты обучения нацелены на то, чтобы учителя, помимо установленных критериев и норм, оценивали победы ребенка над самим собой, динамику успеваемости. Порой именно это становится тем мотиватором, который подталкивает к учебе. Пусть большинство одноклассников давно выучили эту формулу, но если я вижу, что отстающий ученик справился с ней у доски, непременно похвалю, в том числе, оценкой в дневнике.
Готовя ребят к итоговой аттестации, мы разбиваем их на группы с учетом уровня подготовленности, что позволяет применять разные подходы к обучению. Есть ученики, которым нужно закрепить базу, позволяющую перешагнуть порог успешности.
- Быть настолько увлеченным математикой, как наши соотечественники Михаил Остроградский и Михаил Перельман, дано не каждому. Первый мог записывать очередную гениальную идею на отъезжающей карете, второй - годы провел в затворничестве, чтобы доказать теорему Анри Пуанкаре, над которой целый век бились ученые всего мира. Как Вы отвечаете своим ученикам на вопрос: зачем нам алгоритмы и функции?
- Это так. Десятиклассники именно так и говорят: зачем нам ваши логарифмы? Приходится объяснять, что многие процессы в экономике, биологии, социологии имеют математические модели, которые описываются, в том числе, с помощью логарифмов. Ну и потом, нужно понимать: любая компьютерная программа, любой гаджет строятся на базе математических знаний. Иначе никак.
Вообще, нужно отдать должное новой школьной программе в той части, что она ориентирована на практическое применение знаний алгебры и геометрии. Решая задачи, нынешние школьники учатся просчитывать выгодность тарифов телефонной связи, банковских ставок по вкладам населения, учатся анализировать оптимальные условия по кредитам, могут рассчитать сроки окупаемости счетчиков. Успешные ученики с легкостью просчитают, сколько обоев потребуется приобрести, чтобы отремонтировать комнату или дом.
Все это им непременно пригодится во взрослой самостоятельной жизни.
- Древнегреческий философ и математик Пифагор был убежден, что из всех чисел главным является единица, так как любое другое число есть всего лишь та или иная комбинация единиц. Согласны с этим утверждением? Есть ли у вас любимая цифра?
- Да, Пифагор не ошибался. Единице соответствует точка, двойке – две точки. Через две точки можно провести прямую. Плоскость – это тройка. Пространство – четверка. Ни одна из этих фигур невозможна без точки, той самой единицы.
Я люблю цифру восемь – если ее перевернуть, получится символ бесконечности. Он напоминает о том, что нет границ познания и счастья. Кстати, впервые этот символ был использован в 1655 году в трактате «О конических сечениях».
- Знаю, в станице Петропавловской у школьников есть возможность углубленно изучать математику. Но и это еще не всё. Оказывается, Вы и для учителей - наставник, а в Вашем портфолио есть не одно авторское пособие. Расскажите немного о своем тьюторстве.
- Да, в Петропавловской есть «Математическая школа» - одна из трех в районе. На ее уроках мы с ребятами разбираем сложные задачи.
Как наставник курирую учителей соседних поселений. Все они люди опытные, а потому мое тьюторство можно рассматривать, скорее, не как наставничество, а как сотрудничество: в общий чат сбрасываю то новое, что узнала сама. Помогаю составлять и проверять диагностические работы для школьников района.
Много лет я - в экспертах ЕГЭ, плотно сотрудничаю с кафедрой математики и информатики Института развития образования Краснодарского края. В соавторстве с учителями Кубани подготовила «Практикум по геометрии, 9 класс» - учебное пособие для учеников и учителей; пособие по математической грамотности «Читаем, решаем, живем» для школьников 5-го класса.
В тему
Время для диалога с Натальей Сучковой выбрано неслучайно: 1 апреля (и это не шутка) отмечается День математика, а еще в этом году - 320 лет «Арифметике» Леонтия Магницкого, первого печатного учебника, вобравшего в себя систематические знания по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации.