Фото: Наталья Шамова, "Курганинские известия"

Образование, наука
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

По мнению Иосифа Овчаренко, русский язык можно сравнить с музыкой

Накануне Дня родного языка мы поговорили с учителем русского языка и литературы городской школы №4 о его первом слове, о том, почему поступил на лингвистический факультет, какими видит нынешних школьников и почему так важно беречь родную речь.

Слово «учитель» - мужского рода и это неспроста: до революции в гимназиях работали исключительно мужчины. В наши дни все иначе - если мужчины историки, физики, математики, физкультурники и трудовики в школах встречаются, то мужчина русовед – скорее исключение их правил.

На курсе нашего собеседника преподавателя русского языка и литературы городской школы №4 Иосифа Овчаренко учились трое ребят. Об этом и многом другом в нашем интервью, приуроченном Дню родного языка, Году учителя и наставника.

- Родной язык в нашей жизни появляется в младенчестве: голос матери мы слышим еще в ее утробе, потом наступает время колыбельных, стихов, потешек, прибауток. Что рассказывают ваши родные, когда вы произнесли свое первое слово?

- Я вас удивлю, а может, даже разочарую, но у нас же, откровенный разговор, так? Первое слово я произнес в три года. Как большинство детей сказал лепетное «мама». А вот мой сын Арсений заговорил незадолго до празднования первого дня рождения и - на удивление домашним - произнес «папа».

- Почему первые слова русскоговорящих малышей «мама» и «папа»?

- Ну, к этому списку стоит добавить слова «баба», «деда», «дядя». Они образованы из простейших слогов и обозначают ближайших родственников. Считается, что слово «мама» появилось до возникновения у людей членораздельной речи. Слог «ма» - самый простой из тех, что может произнести младенец. Слово «мама» - вероятнее всего - произошло из повторения этого слога.

- Большинство современных первоклашек идут в школу с навыком чтения по слогам. Вы сели за парту читающим учеником?

- Признаться, нет: складывать слоги меня учила старшая сестра Лена. К тому времени она уже была студенткой филфака, мы виделись редко, а потому по-настоящему я «зачитал» на подготовительных занятиях учителя начальной школы Алтуниной Людмилы Михайловны.

- Помните первую книгу, прочтенную от корки до корки?

- Да, я очень хотел прочесть «Гарри Поттера». Мне было семь или восемь когда мама купила первый том. Читал взахлеб.

- Сегодня в Курганинске под крышей информационно-интеллектуального центра есть модельная библиотека. Любители книг с удовольствием проводят в ней время. Куда вы ходили за книгами в школьные годы?

- Я учился в 4-й школе. Неподалеку был филиал городской библиотеки. Там мы брали книги по школьной программе. А вот художественную литературу для внеклассного чтения предпочитал свою: до сих пор люблю делать пометки и закладки, что недопустимо при чтении библиотечных книг.

- Понимаю, вопрос сложный, и все же: можете выделить одного классика и одно его произведение?

- Да, вы правы, задача непростая. Но если нужно, то я бы выделил Антона Павловича Чехова. Думаю, эту любовь к мастеру коротких рассказов мне привила учитель русского языка и литературы Татьяна Георгиевна Кашина. Проза Чехова отличается тем, что автор в небольшом тексте раскрывает большую глубину. Если выделять какое-то одно произведение, скорее всего это будет рассказ «Злоумышленник». Он небольшой по объему, но очень содержательный по идее и проблематике. В основе сюжетной линии «разговор глухих» - увы, нередкое явление и в наши дни.

- Как так получилось, что вы пришли работать в школу, да еще русоведом?

- Вопрос интересный. В юности я серьезно занимался вокалом, признаюсь – представлял себя на большой сцене. К моему поступлению в Краснодарский институт культуры были все предпосылки. Еще я увлекался футболом - подумывал профессионально заняться спортом. В выпускном классе пришло понимание: мой путь – учительство. Русский язык и литература давались легко. Перед глазами был пример сестры. Немалую роль в выборе профессии сыграла классный руководитель Татьяна Георгиевна Кашина: она настолько была увлечена своим предметом, что передала мне не только знания, но и любовь к русскому языку и литературе. Именно у нее я научился вести урок, не повышая голоса.

- Помните первый рабочий день, где это было, как все прошло?

- Помню. Это было семь лет назад. В январе 2016 года, спустя полгода после окончания Армавирского государственного педагогического университета, я устроился в родную школу. Моими первыми учениками были пятиклассники. Как сейчас помню - мы проходили чередование гласных в корне слова и рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Если говорить об эмоциях: я чувствовал ответственность перед учениками.

- За те семь лет, что вы трудитесь в школе, кто-нибудь из учеников поступил в пединститут на отделение лингвистики?

- Да, вызнаете, да, поступил. Буквально три дня назад завершилась четырехнедельная практика моего бывшего ученика Альберта Панеша. Альберт – адыгеец, после девятого класса поступил в Краснодарский педагогический колледж на отделение «учитель русского языка и литературы». Нашего брата становится больше.

- Какие они, современные ученики?

- Они разные. В своем большинстве - любознательные. Это радует. Дети спрашивают: «Почему?» и я понимаю - они думают, анализируют, в конце концов, им интересен мой предмет. А еще, нынешние ученики требуют индивидуального подхода. Согласитесь, о многом говорит просьба школьника поправить авторское стихотворение. В такие моменты радуюсь, что он развивается, что доверяет, убеждаюсь в правильном выборе профессии.

- Иосиф Васильевич, можете охарактеризовать наш родной язык, какой он?

- Русский язык богатый, как принято говорить, и очень мелодичный. Его можно сравнить с музыкой. Второго такого по звучанию нет.

- Как вы относитесь к неологизмам?

- Неологизмы – неотъемлемая часть языка, они его обогащают, делают современным. Но я против искусственной трансформации языка. Это касается подмены русских слов иностранными и фенимитивов. На мой взгляд, первые язык засоряют и убивают, вторые делают нашу речь нелепой (речь о существительных женского рода, обозначающих женщин, образованы от однокоренных существительных мужского рода, как правило, обозначают профессии, социальную принадлежность, - прим авт.).

- Почему важно учить родной язык и писать без ошибок?

- Самый важный аргумент – язык нужно сохранить. Знание и сохранение языка – одна из главных задач здравомыслящего человека, человека, бережно относящегося к истории семьи и страны, в которой он живет. Второй аргумент – знание языка открывает любые двери. Что касается безошибочного написания текстов, это – как минимум – полезный навык: правильно и грамотно составить документ важно на любом месте работы. Образованный человек видит образованного человека издалека. Тексты без ошибок – одна из черт образованности. Согласитесь, даже в мессенджере приятно читать сообщения с правильно расставленными знаками препинания, я уже не говорю о правописании слов.

- У учителя не так много свободного времени. Удается ли вам читать что-то новое?

- Вы знаете, да. Чтение – мое хобби. Я стараюсь ежедневно находить для чтения хотя бы час. Убежден: если человек прекратит получать новую информацию, он перестанет развиваться. К примеру, сейчас я читаю Стивена Кинга «Бесплодные земли».

- Какие пять книг, на ваш взгляд, должен прочесть каждый?

- К обязательному прочтению, желательно в осознанном возрасте, роман Михаила Шолохова «Тихий Дон»; роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - его я перечитывал четырежды, и каждый раз открывал что-то новое; я под впечатлением от романа Джорджа Оруэлла «1984» - есть над чем задуматься; критическому мышлению учит рассказ Александра Грибоедова «Горе от ума»; ну и роман Ивана Гончарова «Обломов», многие считают его скучным, я другого мнения: жизнь помещика Обломова - трагичная история угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего. Глядя на этот пример, читатель должен вынести урок, задуматься над своим отношением к жизни.