Общество
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тимофей Федоров: артист театра и кино, режиссер, продюсер - не будем ставить точку, поставим запятую

О том, почему делом жизни стали кино и театр, что его связывает с героями сыгранных персонажей и героями снятых кинолент, Тимофей рассказал в интервью «Курганинским известиям» накануне своего юбилея.

Мой собеседник – актер, влюбивший в Костю Савченко из «Железного занавеса» и герцога д`Эпернона из «Графини де Монсоро» зрительниц 90-х. Актер, которому дважды довелось пройти кастинг и вжиться в роль императора Николая II, посчастливилось играть разноплановые роли, да еще на съемочных площадках известных режиссеров страны - Саввы Кулиша, Дмитрия Астрахана, Бориса Григорьева, Виктора Мережко и Сергея Колосова.

Выпускник Харьковского театрального института, он много лет живет и работает в Москве, но это не мешает ему с концертными программами, фестивалями и конкурсами выезжать за пределы МКАД.

- Тимофей, сегодня Вы - признанный актер. Но было время, когда упорно двигались в направлении оперной сцены. Почему опера?

- Опера… У меня поющая семья. Кстати, бабушка по маминой линии в июне 1941 года поступила в харьковскую консерваторию. Но со сценой, как понимаете, не сложилось: война, оккупация, знакомство с моим дедом, рождение детей.

Я тоже мечтал об опере. По приезде в Харьков, куда мы вернулись из военного городка в Кировской области (там служил отец), меня записали в детскую музыкальную школу № 1 имени Бетховена. На тот момент она славилась экспериментами. Я играл на фортепиано. Параллельно один из немногих пел в вокальной группе под наставничеством народной артистки УССР, примы харьковской оперы Александры Оголивец. Александра Дмитриевна разговаривала с нами как со взрослыми, требовала как со взрослых. Благодаря ей мы были не только в зрительном зале, но и впервые в жизни за кулисами настоящего театра: в костюмерных, гримерных, репетиционных. Она влюбила меня в оперный театр. И, как когда-то бабушка, я стал мечтать о консерватории. Но… пришел судьбоносный день в моей жизни - началась возрастная мутация голоса: связки опустились, дискант сошел на нет, я превратился в скрипучего баса. Занятия вокалом пришлось прекратить. Мы ждали: время шло, голос продолжал ломаться, и когда можно будет вновь продолжить пение, никто не понимал. А я, уже не представляющий свою жизнь без лицедейства, решил поступать в театральный. Так на моем жизненном пути появились сцена драмтеатра, а потом - и съемочная площадка.

- Не жалеете, что все сложилось иначе?

- Нет, не жалею: если бы не то судьбоносное событие, не было бы в моей жизни сыгранных ролей, не было бы моего зрителя. Я люблю театр, люблю кино. Зрителя очень люблю. Профессия затягивает: если твое - погружаешься с головой. Ну, скажите, читал бы я студентом только по истории театра шестьдесят томов за семестр, не затяни меня сцена? А я читал: нередко факультатив или репетиция заканчивались за полночь, утром снова институт - едешь в троллейбусе, открыл книжку, читаешь. Артист должен быть хорошо образован, это обязательная составляющая профессионализма. Чтобы понимать, какого героя играешь, какие в разные времена и эпохи были традиции, костюмы, язык жестов, нужны знания, нужна насмотренность. Взять, к примеру, язык веера: дамы эпохи Возрождения могли не произносить ни слова, но веером рассказать поэму своих чувств.

С годами я научился доверять судьбе. Просто так в жизни ничего не происходит. Сегодня тебе это может казаться странным, но проходит время, и понимаешь - все было не зря, не просто так. Я хорошо знаю, что такое концепция, но не ставлю ее в рамки, доверяю площадке. Не всегда конструкция лучше импровизации, потому как фортуна преподносит неожиданные повороты. Вот пример. Во время съемок сериала «Я не вернусь» мы выбрали с оператором Юрием Зениным потрясающий объект, выстроили тридцать метров рельсовой дорожки, по которой должна была двигаться камера. В нашем воображении была четкая картинка того, что и как должно быть. Но вмешался случай: начало съемки по независящим от нас обстоятельствам задержалось на четыре часа. Все! - солнце, как говорят киношники, ушло, появились резкие тени. Снимать эпизод в задуманном направлении было нельзя. Но в том-то и дело, что случайные обстоятельства открыли совершенно уникальный ракурс: в противоположном направлении удивительно красиво подсветился лесок, возникли глубинные тени, сцена превратилась из бытовой в поэтическую. А ведь без этого случайного опоздания мы не сняли бы потрясающий эпизод. Так и в жизни, нужно доверять обстоятельствам.

- Ваш истинный жизненный путь, он в кино? Задавались когда-нибудь вопросом: туда ли я иду, в той ли профессии реализуюсь?

- Да, задавался. Больше того, кризис среднего возраста дал о себе знать: я всерьез задумывался уйти из профессии. Но у жизни были другие планы - меня утвердили на главную роль сериала «Рокировка», я не только играл ведущую роль, но и попробовал себя в режиссуре. Это был шанс. Шанс остаться в профессии и сыграть немало хороших ролей. Я его не упустил. И судьба, как говорят, заиграла новыми красками. Позже были еще две режиссерские работы – сериал-мелодрама «Я не вернусь» и кинокомедия «Папараца».

Кстати, фильм «Папараца» мы сняли всего за восемнадцать смен. Каждая длилась почти сутки. Помню, когда отсняли последнюю сцену, я сказал команде: «Мне теперь ничего не страшно!»

- Вы играли, снимали. Можете выделить из числа персонажей того героя, чью жизнь хотели бы прожить?

- Я жил жизнями всех своих персонажей, а они – моей. Это не секрет: роль влияет на реальную жизнь актера, сливаясь с персонажем, ты начинаешь себя по-другому ощущать. К примеру, играя роль императора Николая II в российско-японском сериале «Облако над холмом» и российской киноленте «Звезда Империи», я внутренне преображался, у меня было постоянное желание совершать идеальные поступки. Но такие роли, как правило, даются непросто, в них не соврешь, ответственность очень высока. До сих пор, бывая в Питере, стараюсь зайти в Петропавловскую крепость – приложиться к мощам страстотерпца.

А, вообще, для актера самый грустный день - премьера в Доме кино: ты приходишь счастливый, впервые смотришь вместе со зрителем картину, и все - ты с ней внутренне прощаешься. Дальше твой герой, как и фильм, живут самостоятельно. И сыгранную роль, как и судьбу, уже не изменить, не переиграть сцены по-другому. А у тебя остается только зарубка на сердце: «роль сыграна».

Бывает, герои похожи на тебя самого в определенный период времени. Так было с фильмом «Наваждение»: чувственность, которая есть в этой картине, она из того моего внутреннего состояния, которое я переживал в тот период жизни. Мой герой Виталик метался между красавицами, не понимая, кого любит больше. У меня тогда в жизни тоже случились амурные дела, очень похожие на наш фильм (мы все были молоды!), поэтому мои человеческие переживания легли на образ героя, сделали его искренним и живым.

В идеале актер не должен тащить чувства на сцену, съемочную площадку, но все мы люди. И в каких-то моментах личные переживания идут на пользу картине.

- Есть мнение, что рано или поздно успешного актера настигает звездная болезнь. Как это было в Вашем случае?

- У меня были совершенно удивительные старшие наставники. За роль Кости Савченко в фильме «Железный занавес» на главном актерском кинофестивале страны «Созвездие» мне вручили приз «За лучший актерский дебют». Парню – двадцать лет, естественно, голова закружилась. Вот тогда мой первый режиссер, киноклассик, знаменитый профессор ВГИКа Савва Кулиш произнес важную для меня фразу: «Дам тебе совет, твое дело - принимать или нет: «Относись к себе проще, с иронией». Тогда не понял, но прислушался. А с годами убедился: именно так и нужно жить.

- Знаю, Вы нашли себя не только на съемочной площадке. Вас можно увидеть на сценах разных городов страны. Те проекты, они того стоят?

- Эти проекты - большая важная работа над развитием современного кинематографа и сохранением традиций.

В свое время, когда на Кубани после долгого забвения запускались кинотеатры, я участвовал в их открытии. Позже этот опыт мы применили и в других регионах.

Еще одна хорошая история - «Киносказка». Известный академический оркестр играет на сцене русскую музыку, на экране – кадры великого советского кино, автор (я) читает классическое литературное произведение. Такая коллаборация - настоящий образовательный проект.

Госфильмофонд, Росконцерт и Союз кинематографистов России проводят многочисленные фестивали, показывают наше кино в разных уголках страны и мира. Я счастлив, что судьба свела меня с этой командой. Особенный и любимый зритель – дети. Для детей нужно работать так же хорошо, как для взрослых, только в шесть раз лучше. Дети чувствуют любую неправду.

Участие в подобных проектах делают счастливыми и меня, и моего зрителя. С годами я понял: артисту дороже похвал и наград – отклик зала. С такими показами я не раз бывал на Донбассе. Год назад после выступления в селе Безыменное ко мне подошел эвакуированный мариуполец. Этот человек был очень-очень скромно одет. Он подошел и сказал: «То, во что я одет, – все, что у меня осталось от прошлой жизни. Вы подарили мне полтора часа радости: я забыл, где нахожусь, в какое время живу». Не знаю, кто был в этот миг счастливее, он или я.

В последнее время появляются уникальные анимационные работы. К сожалению, большинство из них не выходит в прокат, но они стоят быть увиденными.

Много лет назад судьба связала меня с курганинским кинофестивалем «Казачьи зори над Лабой». Мне приятно, что могу порадовать зрителя творческими встречами со звездами отечественного кино. В планах - показы российских киноновинок, причем не только полнометражных картин, но и документального кино, современной анимации.

У Курганинска - хорошая команда управленцев и организаторов фестиваля, люблю курганинского зрителя и ваш из года в год хорошеющий городок. Хотя почему ваш? Наш, конечно! Мои поздравления району со 100-летним юбилеем. Жизнь моя – кинематограф. Точка. Увидимся. До новых и, надеюсь, скорых встреч, мои дорогие.

 

Подписаться на Курганинские известия: https://t.me/kurganinskie

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода