Культура, традиции
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Спустя 30 лет главный режиссер фильма «Ой, вы, гуси» вспоминает о съемках

Первая кинолента режиссера Лидии Бобровой «Ой, вы, гуси» на первом же показе в Твери была удостоена премии «Хрустальная ладья» и успешно бороздила мировые океаны зарубежных кинофестивалей. А вот город, в котором прошли съемки, принял картину неоднозначно. Более того, после премьеры в Курганинске о фильме практически не вспоминали.

О том, что нынешний год для фильма «Ой, вы, гуси» юбилейный, выяснилось во время разработки январских материалов, посвященных 60-летию Курганинска. Тогда, листая редакционные архивы, мы обратили внимание на статью о съемках фильма.

Традиционное осеннее празднование Дня города стало хорошим поводом напомнить курганинцам о событиях тридцатилетней давности. Тем более, что начало съемок совпало с праздничными событиями 1990 года.

Помните, как снимали фильм?

Ни в музее, ни в районном архиве каких-либо следов о фильме «Ой, вы, гуси» не оказалось. Сотрудники районной библиотеки подняли газетные архивы. Выслали сканы старых подшивок. Уже что-то.

Титры киноленты вели к Валентине Кондрашовой, в прошлом - секретаря райкома партии. Именно Валентина Александровна свела нас с режиссером картины Лидией Бобровой.

Редакция, Родниковский культурно-досуговый центр, РИА «Курганинск медиа», радиостанция «Курганинск ФМ», а вслед за ними и местный исторический музей через социальные сети попросили подписчиков и радиослушателей поделиться воспоминаниями о съемках фильма.

В числе прочих комментариев читаем: «Мой дед попал в кадр этого фильма», «В главной роли снимался наш сосед Вячеслав Соболев, хороший был человек, светлый», «Моя мама снималась в этом фильме», «Я смотрел этот фильм. В нем снимался мой одноклассник Ванька. Фильм неплохой. Хорошо отражает быт того времени», «Я был на премьере», «У нас в клубе был полон зал», «Спасибо, обязательно посмотрю, не знала о таком фильме», «Я была на премьере. Фильм не впечатлил. Кубанские казаки - позитивный, жизнерадостный, направленный на созидание. К чему реальность фильма «Ой, вы, гуси»? Что она дает?». Контраст Ленфильмовская драма «Ой, вы, гуси», снятая режиссером-сценаристом Лидией Бобровой в 1990 году, контрастировала с яркой оптимистичной мосфильмовской комедией «Кубанские казаки», впервые показанной советскому зрителю сорока годами ранее. И у одного и у другого фильма линии жизни непростые.

Перед премьерой комедия «Кубанские казаки» получила одобрение генерального секретаря ЦК КПСС. Иосиф Сталин даже выписал создателям киноленты Сталинскую премию. Единственное замечание - название фильма: с легкой руки Иосифа Виссарионовича кинолента «Кубанская ярмарка» была переименована в «Кубанские казаки».

Спустя шесть лет за приукрашенную действительность и излишний позитив Никита Хрущев раскритиковал популярную кинокомедию. На двенадцать лет картина была скреплена печатью безвестия. Ее даже вычеркнули из фильмографии режиссера Ивана Пырьева. В годы правления Брежнева комедию вернули на экраны страны, но уже в обновленном виде: из нее были вырезаны все упоминания о Сталине, ряд сцен был переозвучен. Именно эту версию знают наши современники.

Несмотря на перипетии фильма, курганицы трепетно хранят память о его съемках. В местном историческом музее собрана целая экспозиция, посвященная киноленте и народной артистке Кларе Лучко, сыгравшей роль кубанской казачки. Ее именем названа центральная площадь города. Ежегодно осенью в Курганинске проводится кинофестиваль «Казачьи зори над Лабой», неотъемлемая часть которого - показ эпохальной кинокомедии о кубанских казаках.

А что же кинолента «Ой, вы, гуси»? Фильм, признанный и оцененный европейским зрителем и кинокритиками со всего мира, вошедший в список 100 лучших фильмов России, снятых в период 1908-1996 годов, в Курганинске малоизвестен. Большинство местных жителей стараются о нем не вспоминать, сетуя на то, что автор показала дно провинциальной жизни. Действительно, для картины Лидии Бобровой был характерен документальный реализм, неприкрытая натуралистичность, за что ее «Гуси…» и не пришлись ко двору.

Кем будете?

Первая съемка по сценарию Лидии Бобровой «Ой, вы, гуси» состоялась в 1989 году. Это была курсовая работа будущего режиссера «Ленфильма». Об этом в одном из октябрьских номеров того же года мы читаем на страницах районной газеты «Кубанская новь». В статье «Снимается фильм» студентка Высших курсов сценаристов и режиссеров Госкино СССР Лидия Боброва рассказала, что съемки - ее курсовая работа и одновременно начало большой полнометражной художественной картины.

Курганинск стал местом съемок неслучайно, в кубанском городке с начала 70-х годов жили мама и младший брат Лидии Алексеевны. К слову говоря, Бобровы переселились на юг страны с Забайкалья.

Для съемок курсовой студентам выделялась очень скромная сумма. Безусловно, на качественную работу ее не хватало. Поиски средств позволили режиссеру пройти своего рода школу продюсеров. Рождение картины поддержал Анатолий Пахайло, председательствующий в те годы в колхозе «Кавказ».

При участии Заслуженной артистки РСФСР Нины Усатовой (Даша), хорошо знакомой советскому зрителю по фильмам «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Серая мышь», «Небывальщина», «Прощай, шпана замоскворецкая», начинающей актрисы Галины Волковой (Рая), непрофессионального актера Дмитрия Конокотова (Митька) и других были сняты две части киноленты.

На режиссера Боброву обратили внимание. Но… фильм пришлось снимать заново: оператор отснял материал не в фокусе, лента пошла в мусорную корзину.

Полнометражный фильм Лидия Алексеевна приехала снимать осенью 1990 года, уже с другой съемочной группой и измененным актерским составов. Снят он был при участии Коммерческого банка содействия научно-техническому прогрессу.

Анатолий Пахайло и секретарь райкома партии Валентина Кондрашова по-прежнему были рядом: помогали в организационных вопросах, обеспечивали съемочную группу транспортом и проживанием.

Внимание к фильму повышенное

На сайте «КиноПоиск» указано, что премьера фильма «Ой, вы, гуси» состоялась 13 сентября 1991 года. Лидия Боброва опровергает это утверждение. По ее словам, в Торонто фильм действительно показали в сентябре, но премьера киноленты состоялась в Калинине (ныне Тверь) во время апрельского Всесоюзного кинофестиваля авторского кино «Созвездие».

По воспоминаниям Лидии Алексеевны, во время премьерного показа в зале было много журналистов, кинокритиков, один из которых жестами показал, что фильм удался. Когда неспешной лентой поплыли титры, в зале раздались аплодисменты. Это был успех. «Хрустальная ладья» - главный приз фестиваля - оказалась в руках Лидии Бобровой.

Второй показ прошел в столице на Московском международном кинофестивале. Фильм «Ой, вы, гуси» был представлен в секции «Новое русское кино». Именно в то время на ленту обратили внимание отборщики сразу нескольких крупных европейских кинофестивалей. В августе советскую драму показали в Локарно. В сентябре в Канаде.

В 90-х фильм Лидии Бобровой побывал в Монреале, Нью-Йорке, Сан-Франциско. Киноленту увидели ирландцы и французы.

На вопрос, почему к картине было приковано повышенное внимание европейцев, Лидия Алексеевна дает исчерпывающий ответ:

- 1991 год. Советский Союз шестой год жил по новым правилам перестройки. Кардинальные перемены в политической и общественной жизни. Бум российского кино. Внимание к стране и происходящим в ней событиям повышено. И тут я со своей непридуманной историей. Видимо, европейских специалистов кинематографа и любителей кино подкупали искренность и ощущение реальности происходящих событий. Нужно понимать - наша страна не только Кубань, Москва, Питер, но еще и Псковская, Тверская области, русский Север, Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, в которых очень многие живут трудно.

В 90-х фильм Бобровой был одним из самых известных в Европе. В городе Анже он получил Гран-при за лучший европейский режиссерский дебют и лучший европейский сценарий. Его приобрели в прокат многие французские телеканалы. От кинолент, сделанных по заданию партии, картина «Ой, вы, гуси» отличалась полным отсутствием нажима. Для европейцев Лидия Боброва стала своего рода русским Пазолини, неореалистом и хроникером.

- Видя во время премьер принятие и обратную связь с залом, я ощущала, будто пуповиной связана со своим народом, - признается режиссер.

Невыдуманная история

Сценарий фильма «Ой, вы, гуси» основан на реальных событиях из жизни автора. Всю неустроенность среднестатистического жителя глубинки Лидия Боброва пропустила через себя. Сюжетная линия киноленты выстроена на судьбах братьев. В биографии старшего из них - Сашки - четыре ходки. Средний Виктор - безработный инвалид, младший Юрий - кочегар, был выпивающим человеком.

Сценарий родился в годы ее учебы во ВГИКе. Отправная точка - трансляция Олимпиады-80. То, какой представала перед глазами зрителей жизнь страны, и то, что происходило в реальной замкадовской жизни, вызывало протест в душе будущего сценариста. Ее настроение выплеснулось на страницы сценария. Через призму личного восприятия жизни она запечатлела один из векторов живой истории страны.

Авторский почерк Лидии Бобровой - параллель с эпизодом «Калины красной» Василия Шукшина. Ее жанр определила трогательная сцена встречи Егора Прокудина с матерью.

Оценка Габриловича и Германа

Первым сценарий оценили педагоги сценарной мастерской во ВГИКе. Тогда знаменитый советский сценарист Евгений Габрилович по прочтении работы Бобровой на титульном листе сценария написал: «Хорошая работа, но, думается, никогда не будет реализована в фильм. Автор - способный человек, надо очень вдумчиво подобрать ей тему диплома». Тогда никто не мог себе представить, что такое можно снимать.

Шли годы. За сценарий не брался ни один режиссер. Перед глазами Лидии Бобровой, как приговор, то и дело возникали строчки резолюции, написанные рукой Мастера. Она не сдалась: поступила, успешно окончила высшие режиссерские курсы, а потом взяла да и сняла фильм. Первоначальный сценарий с учетом событий, произошедших за прошедшие десять лет, был дописан ровно наполовину. В прежнем не было встречи Саши с Любкой, не было сцен в станционном кафе, магазине женской одежды и бане.

Лидия Боброва снимала картину в Мастерской первого и экспериментального фильма при киностудии «Ленфильм». В те годы ее художественным руководителем был известный кинорежиссер Алексей Герман. Перед съемками на даче в Комарово Алексей Юрьевич разобрал сценарий, указал на необходимые доработки.

Неслучайные случайные люди

Помимо профессионалов, в фильме снялись люди с улицы. Сама Лидия Боброва о таком подходе к постановке говорит так:

- Если передо мной стоит выбор между профессиональным и не профессиональным, но подлинно передающим эмоции и настроение актером, я сделаю выбор в пользу второго. Главное для меня - создать атмосферу подлинности происходящих событий. Актер может быть гениальным, но если его игру видно, это - не мое кино. Это не то кино, которое стремлюсь делать я.

В киноленте, наряду с профессиональными актрисами - Ниной Усатовой, Светланой Гайтан и Галиной Волковой, снялись жители города Курганинска и станицы Родниковской.

Юрий Бобров, родной брат Лидии Бобровой, сыграл в фильме Петьку. По словам Лидии Алексеевны, Юрию достаточно было оставаться в кадре самим собой, при этом она акцентирует внимание на том, что в жизни, несмотря на пристрастие к спиртному, ее брат был трудолюбив - при его небольшом росте и худощавости он сам построил два дома. В одном из них, по улице Партизанской, прошла основная часть съемок.

Прототипом Дарьи, жены Петьки, стала первая гражданская супруга Юрия. К слову говоря, вместе с ним мог сниматься средний брат Виктор. Он даже продал поросенка и поехал на «Ленфильм», но пробы не прошел. В жизни так же, как в фильме, его семья перебивалась копейками, терпела бесконечную нужду.

Образ Наташки, невероятно искренне и живо сыгранный родниковской школьницей Мариной Кузнецовой, списан с дочери Виктора - Наташи Бобровой. Лидия Алексеевна вспоминает, что сразу после выхода фильма ее племянница рассказывала одноклассникам о том, что автор сценария и режиссер фильма - ее родная тетка, а дерзкая Наташка - она сама. Сегодня, пересматривая «Ой, вы, гуси», Наталья плачет. Плачет от осознания того, какую трудную жизнь прожили ее родители, какими непростыми были ее детство и юность.

Кандидатуру Марины Кузнецовой съемочной группе предложил Вячеслав Соболев. В классе этой непосредственной и бойкой девочки он преподавал уроки музыки. Нужно сказать, что на роль Наташки из Ленинграда приехала дочь администратора картины Виктория. Пробы у нее были неплохие, но городская девочка не могла сравниться с Мариной.

- Снимать начали Вику, но после сцены «Игра в шашки» Соболев сказал, попробуйте на эту роль родниковскую девочку, она - ну копия вашей сценарной Наташки, - рассказывает Лидия Боброва. - И ассистент по актерам поехала за ней. Уроки в школе закончились, Марину привезли на пробы и сразу отсняли эпизоды с ее участием.

Сложнее всего было подобрать героя на роль Сашки. У прототипа, старшего брата Лидии Бобровой, было четыре ходки. Ни один актер не мог правдоподобно сыграть роль бывшего заключенного.

- Все четыре отсидки я навещала брата. Мне довелось видеть заключенных. И тогда, и сегодня по прошествии времени я без труда выделяю их в толпе, - рассказывает Лидия Боброва. - Василий Фролов, которого мы утвердили на роль Сашки, - не профессиональный, но очень талантливый актер. Его судьба - трагедия. В жизни он был горьким пропойцей. Незадолго до съемок на строительной площадке, где он работал, сорвалась бетонная плита. Судьбу решали миллиметры: плита задела Фролова, но тогда все обошлось. Это было какое-то знамение. В момент знакомства я отчетливо ощутила какую-то обреченность, исходящий от Василия фатум.

Лидия Алексеевна вспоминает, что Василий Фролов ушел из жизни сразу после последнего озвучивания. «…Ой, вы, гуси, вы, серые гуси, расскажите, где доля моя?» - пел он еще 6 марта, а спустя два дня погиб в пожаре.

Летом 1991 года, во время московского кинофестиваля, к Лидии Бобровой подошел взволнованный иностранец: «Что, что с ним, он живой? На его лице - будто печать смерти», - спрашивал он. К тому времени Василия уже не было в живых.

Сходство героя фильма с прототипом заканчивалось биографическими чертами: он был бывшим заключенным и действительно подобрал бездомную женщину. Внешних и внутренних совпадений не оказалось.

Фильм «Ой, вы, гуси» брат Лидии Бобровой увидел в тюрьме. Позже, при встрече с сестрой, он расскажет о том, как тяжело заключенные переживали происходящее на экране: одни плакали, другие выли, третьи - скрывали эмоции за каменной маской безразличия. О том, что Лидия Боброва не просто однофамилица, сокамерникам он так и не признался.

Сегодня Лидия Алексеевна вспоминает, что уже на месте во время съемок единственным дополнением к ее новому сценарию стала сцена с песней, которую бездомная Любка поет в доме Петра и Даши.

- Я попросила Славу Соболева написать песню для Любки, героини актрисы Светланы Гайтан. Сам он в этом эпизоде не играл, но насколько сросся с картиной, настолько ее прочувствовал, что через пару дней выдал результат, - вспоминает Лидия Алексеевна. - Помню, приехала в Родниковскую, он раскинул руки в стороны, словно хочет объять необъятное, и кричит: «Все, написал! Написал, есть песня!». И затянул: «Колесницу судьбы тянут трое коней, но залетные сбились с дороги».

Глубокий анализ киноленты провела московский киновед Марина Вадимовна Кузнецова.

«Лейтмотив фильма и судеб его героев - застольная песня «Ой, вы, гуси, вы, серые гуси, расскажите, где доля моя?» - «папкина песня», которую поют братья и в застолье, и наедине с собой, - пишет она. - Старший - Санька - уголовник, отсидел за убийство, хотя вина его не вполне доказана. Младший брат Петр - буйный во хмелю алкаш. Средний брат Митька - инвалид, «легкотрудник». Внешне - точная копия отца. Праведник. Глаза светлые, добрые, с застывшим неразгаданным вопросом. Совестлив. Живет в полной беспросветной нищете на пенсию в 21 рубль. Нищета вылезает со всех щелей его нехитрого жилища: еще дедовская, когда-то никелированная, ныне обшарпанная кровать с шишечками, грубый кустарный стол, под стать ему табуретки, тряпье вместо покрывала, щербатые тарелки. На гвоздиках по стенкам - ветхая одежонка, в контраст ей - шитье жены Раи, обшивающей станичных модниц. На работу Митьку не берут - нет в станице легкой работы. Он всегда готов к тому, что его оскорбят, прогонят, вытолкают в шею.  Полную бесправия и беспросветных унижений жизнь он принимает как должное - молчаливо, безропотно. Его жена Рая от непосильного труда прежде времени состарилась и иссохла. Даже потеря швейных иголок для семьи - беда. Жизнь всех троих - тяжела и беспросветна».

Не зная другой судьбы, Дарья, жена Петьки, отвечая на вопрос, как живется, говорит: «Хорошо живем. Холодильник купили, телевизор справили, теперь на книжку деньги кладем». Эта «хорошая жизнь» дается ей тяжелым трудом: днем она работает в доме престарелых, из которого тащит на себе ведра с помоями для кабанчика, вечерами «ломается» в огороде и хлеву. Накопленных на сберкнижке капиталов едва хватает на взятку, чтобы вызволить из кутузки надебоширившего мужа.

Марина Кузнецова обращает внимание на то, что последнюю часть фильма от первой не отделяет титр «Прошло столько-то лет». По ее мнению, в этом нет нужды. Время идет, в жизни героев ничего не меняется: все так же перебранивается с матерью повзрослевшая Наташка, все так же стрекочет в доме Митьки и Раи швейная машинка и, наверное, где-то бродит по стране или снова мотает срок брат Санька, а Петр с Дарьей тихо старятся в своем доме у телевизора.

Кино - особый мир, параллельная реальность, формирующая сознание общества. Каким бы ни был жанр киноленты, кто бы ни сидел в режиссерском кресле, основная миссия кино - запечатлеть историческую память. А она, как сама жизнь, состоит из целого спектра событий, увы, не всегда радужных. Хороший фильм помогает вернуться в прошлое, понять и принять настоящее, попытаться представить будущее.

***

Это интересно.

В основу названия киноленты легла строчка песни, услышанной режиссером Лидией Бобровой в один из визитов к брату, находящемуся в заключении.

 Первый эпизод «Гусей…», в котором народный хор исполняет песню «Здравствуй, земля целинная», снимали в последний съемочный день.

Актера на роль главного героя Митьки Лидия Боброва подобрала благодаря фото, увиденному в домашнем фотоальбоме секретаря райкома партии Валентины Кондрашовой. Им оказался родниковский учитель музыки, в прошлом - артист Кубанского казачьего хора Вячеслав Соболев.

Евгения Афанасьевна, мама Лидии Бобровой, снялась в эпизоде «Бабушка с внучкой в огороде».

Самой юной актрисой киноленты стала маленькая дочь Вячеслава Соболева - Ксения.

Название населенного пункта Куринка появилось в фильме неспроста. Семья Виктора Боброва, родного брата режиссера, жила в станице Куринской Апшеронского района. Первоначально именно там Лидия Боброва планировала проводить съемки.

 Эпизод «На Лабе» снимали 15 октября. Во время монтажа режиссер недоумевала: «Почему дрожит пленка?». Оказалось, в кадре от холода дрожал актер Василий Фролов.

Съемки сцен в доме Митьки проходили в хате пожилой женщины-инвалида, побиравшейся на городском рынке.

Роль покупателей в магазине женской одежды сыграли Наталья и Валерий Шматок. В реальной жизни в день съемок они пришли в городской универмаг приобретать подарок на крестины.

Родниковская школьница Марина Кузнецова в наши дни носит фамилию Сигаева. Живет в Краснодаре. Работает в трамвайном депо кондуктором. Ее мама Надежда Кузнецова снялась в эпизоде - просмотр Наташкой и Митькой Олимпиады-80. В 1991 году она сопровождала дочь на «Ленфильм» для озвучивания. Голос ее самой мы слышим из уст фельдшера.

Татьяна Скачкова была задействована в эпизоде «Дом престарелых». Сниматься должна была ее коллега Ирина, неожиданно у нее возникли непредвиденные обстоятельства. Велосипед, на котором из ворот выезжает Дарья (Нина Усатова), принадлежал Татьяне.

Эпизод «В бане» снимался в Ленинграде.

Спустя 20 лет после съемок трагически погибла актриса Галина Волкова, для которой съемки у Лидии Бобровой стали профессиональным дебютом.

Оператор фильма Сергей Астахов за фильм «Брат» удостоен приза «Золотая камера». В 1998 и 2001 годах за съемку фильмов «В той стране» и «Граница. Таежный роман» награжден госпремией России.

Лидия Боброва - частый гость Курганинска. На Кубани похоронены ее родные - мама и два брата.