22
Вс, июль
58 новые статьи

Джазу на Кубани - быть!

Диплом участника фестиваля «GG JAZZ - поколение NEXT» - в руках Романа Наумова.

Культура, традиции
Утилиты
Типографика

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Курганинск, Псебай, Ставрополь, Сочи, Краснодар, Москва… - на сцену какого бы города ни выходил курганинский джаз-бэнд «Джем», повсюду его выступления находят живой отклик среди ценителей джаза.

В поисках ответа на вопрос: как в Курганинске, небольшом городке кубанской провинции, зародился успешный детский джазовый коллектив, мы побывали на одном из престижных джазовых фестивалей, заглянули в гримерку и за кулисы музыкального театра «Премьера», где готовился к очередному выступлению биг-бэнд «Джем».

Сегодня «Джем», выступающий под управлением Заслуженного работника культуры Кубани Романа Наумова, выходит не только на краснодарскую сцену, его можно услышать в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных. Наши земляки принимают участие в фестивалях наряду с такими известными музыкантами, как джазовый дирижер, композитор, пианист, аранжировщик, народный артист России Анатолий Кролл и саксофонист, народный артист России, продюсер международных фестивалей «Триумф Джаза» и «Sochi Jazz» Игорь Бутман.

«JAZZ STEP», «Джаз собирает друзей», «GG JAZZ - поколение NEXT», «LOUNGE LIGHT FEST», «GNESIN-JAZZ» - перечень фестивалей и конкурсов, на которые приглашают наших ребят, довольно внушительный.

«GG JAZZ - поколение NEXT»

Несмотря на то, что выход на сцену запланирован в послеполуденное время, отправка автобуса - ровно в семь, ведь музыкантам предстоит настроить инструменты и подготовиться к выступлению.

В автобусе ребята ведут себя так же, как любые другие подростки, - шутят, отслеживают обновления блогов своих сверстников, ставят лайки в Инстаграме, снимают друг друга на видео и тут же выкладывают записи в сеть. Именно в таком режиме живет новое поколение молодежи, или как его иначе называют - поколение NEXT.

И все же есть в мальчишках и девчонках, исполняющих произведения, написанные такими известными джазменами, как Лери Ник, Спенсер Уильямс, Говард Рав, Джей Чаттавей, Дэйв Беккер, что-то, что отличает их от большинства других подростков. Что именно? Обладая музыкальным слухом, чувством ритма, имея четкую мировоззренческую позицию в отношении музыкальной культуры, они легко отличают блюз от фьюжна и соула, способны не только слушать и понимать джазовые произведения, но и, извлекая звуки из труб, тромбонов, саксофонов, рояля, электрогитар и ударных инструментов, мастерски воспроизводить их на сцене. К слову сказать, биг-бэнд дословно означает «большой оркестр», в который, согласно правилам джаза, входит пять групп музыкальных инструментов.

Если в больших городах, где есть школы джаза, музыканты поглощены изучением конкретного инструмента и направления музыки, то некоторым из наших ребят приходится осваивать новые инструменты. К примеру, Илья Грушевский - сын преподавателя отделения духовых инструментов Валерия Грушевского - валторнист, в «Джеме» Илья играет на бас-гитаре. Основной музыкальный инструмент его брата - Алексея Грушевского - кларнет, а для того, чтобы играть в джаз-оркестре он освоил альт-саксофон. Альт-саксофонист Вадим Конарев взял в руки баритон-саксофон, а полюбившаяся любителям джаза юная барабанщица Настя Бирюлькина время от времени берет уроки игры на ударных у специалистов ростовской джазовой школы им. К. Назаретова.

Забегая вперед, скажем, что на сцену ТО «Премьера» «Джем» вышел с воспитанниками джазовой школы им. К. Назаретова.

За дверью гримерной

Белоснежные рубашки, сценичные костюмы, аккуратно уложенные волосы - в гримерке музыканты не только приводят себя в порядок, разыгрываются, но и настраиваются на эмоциональный лад. При этом трубачи и тромбонисты могут сесть за рояль, чтобы поймать нужную волну, как это делали солисты биг-бэнда Снежана Ведерникова и Дмитрий Якименко. Кто-то, чтобы отвлечься, ведет светскую беседу, кто-то мысленно проигрывает пьесы, а кто-то играет не на музыкальном инструменте, а в интеллектуальную игру. К примеру, еще один солист группы, Никита Дуборкин, вместе с Ильей Грушевским и Даниилом Аккерманом собирали забытый большинством из нас кубик Рубика. По словам Виктора Дегтярева, готовившего тромбонистов, эта механическая головоломка помогает ребятам сосредоточиться.

Именно в гримерной ТО «Премьера» принимал поздравления с 12-летием Алексей Грушевский.

На фестивальной сцене - биг-бэнд «Джем»

На Международный фестиваль «GG Jazz», основанный шесть лет назад, «Джем» приезжает в третий раз. Для кого-то из ребят сцена краснодарского музыкального театра привычна, а для кого-то выход перед большой зрительской аудиторией был первым. Вместе с этим и те, и другие играли джаз наряду с такими мастерами джаза, как квинтет пятикратного обладателя премии «Грэмми» джазового пианиста Артуро О’Фэррилла из США, краснодарский биг-бэнд Георгия Гараняна под управлением Ильи Филиппова, американский джазовый коллектив «Кеннеди Администрэйшн», французское трио Стефана Бельмондо и другие.

Самое главное в выступлении джазового исполнителя - раскрепоститься и, извлекая звуки из инструмента, искренне рассказать историю слушателям.

Отвечая на вопрос, как стало возможным появление в Курганинске джазового оркестра, Роман Наумов заметил, что способствовал этому ряд факторов: знание и любовь к джазу со стороны преподавателей отделения духовых инструментов, сумевших «заразить» этой любовью своих учеников, готовность ребят посвящать музыке большую часть свободного времени.

- Джазу, как таковому, научить нельзя, - говорит он. - Можно научить играть на музыкальном инструменте, причем даже человека с неважным слухом. Можно помочь талантливому воспитаннику развиваться быстрее. Но играть джаз дано не всем, даже закончившим консерваторию. С этим музыкальным направлением все сложится у того, кто обладает даром, любовью к нему, способностями к импровизации и самобытному изложению материала.

Говоря о том, почему у джаза не так много поклонников, как у поп-музыки, Роман Наумов заметил, что джаз, как и современная академическая музыка, жанр сложный. Вместе с этим, по его мнению, джаз будет жить всегда, потому как всегда найдутся музыканты, играющие от души, не думающие о том, принесет ли это им известность, доход… им не важно, будет ли кто-то их слушать, потому что их занимает сам процесс.

- Джаз вряд ли будет массовым явлением, - считает Роман Наумов, - но свои поклонники у него будут всегда.

Для того, кто проявляет интерес к джазу, но никогда не слушал его в больших залах, не сидел рядом со знатоками и любителями этого музыкального жанра, впервые окунуться в живую атмосферу, наполненную оригинальной фактурой, богатыми тембровыми красками и ритмикой, - настоящий праздник. Там, где звучит свинг, соул, фьюжн, зал дышит особенной энергетикой. Для зрителя важно быть искренним и не бояться выражать свои эмоции: соло - изюминка джаза, поэтому, когда солист оркестра заканчивает играть импровизацию, зал аплодирует, раздаются восклицания «Браво!», а порой и «Бис!».

…Надеюсь, поездка с биг-бэндом (которая, к слову сказать, закончилась поздним вечером) стала полезной и для читателей «Курганинских известий», ведь основной нашей задачей было пробудить желание курганинцев окунуться в мир джаза, ощутить всю его красоту.

Что же касается выступления наших ребят, то Илья Филиппов - художественный руководитель фестиваля, по совместительству руководитель Биг-бэнда Георгия Гараняна, дал такую оценку их работе:

- Джазу на Кубани - быть!

Занавес закрыт. Впереди у курганинского джаз-бэнда новые концертные площадки, новые овации восторженных зрителей.

Фото автора

Последние новости

Социальные группы

ОК
VK
FB

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода