20
Сб, янв
49 новые статьи

Джазу на Кубани - быть!

Диплом участника фестиваля «GG JAZZ - поколение NEXT» - в руках Романа Наумова.

Культура, традиции
Утилиты
Типографика

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Курганинск, Псебай, Ставрополь, Сочи, Краснодар, Москва… - на сцену какого бы города ни выходил курганинский джаз-бэнд «Джем», повсюду его выступления находят живой отклик среди ценителей джаза.

В поисках ответа на вопрос: как в Курганинске, небольшом городке кубанской провинции, зародился успешный детский джазовый коллектив, мы побывали на одном из престижных джазовых фестивалей, заглянули в гримерку и за кулисы музыкального театра «Премьера», где готовился к очередному выступлению биг-бэнд «Джем».

Сегодня «Джем», выступающий под управлением Заслуженного работника культуры Кубани Романа Наумова, выходит не только на краснодарскую сцену, его можно услышать в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных. Наши земляки принимают участие в фестивалях наряду с такими известными музыкантами, как джазовый дирижер, композитор, пианист, аранжировщик, народный артист России Анатолий Кролл и саксофонист, народный артист России, продюсер международных фестивалей «Триумф Джаза» и «Sochi Jazz» Игорь Бутман.

«JAZZ STEP», «Джаз собирает друзей», «GG JAZZ - поколение NEXT», «LOUNGE LIGHT FEST», «GNESIN-JAZZ» - перечень фестивалей и конкурсов, на которые приглашают наших ребят, довольно внушительный.

«GG JAZZ - поколение NEXT»

Несмотря на то, что выход на сцену запланирован в послеполуденное время, отправка автобуса - ровно в семь, ведь музыкантам предстоит настроить инструменты и подготовиться к выступлению.

В автобусе ребята ведут себя так же, как любые другие подростки, - шутят, отслеживают обновления блогов своих сверстников, ставят лайки в Инстаграме, снимают друг друга на видео и тут же выкладывают записи в сеть. Именно в таком режиме живет новое поколение молодежи, или как его иначе называют - поколение NEXT.

И все же есть в мальчишках и девчонках, исполняющих произведения, написанные такими известными джазменами, как Лери Ник, Спенсер Уильямс, Говард Рав, Джей Чаттавей, Дэйв Беккер, что-то, что отличает их от большинства других подростков. Что именно? Обладая музыкальным слухом, чувством ритма, имея четкую мировоззренческую позицию в отношении музыкальной культуры, они легко отличают блюз от фьюжна и соула, способны не только слушать и понимать джазовые произведения, но и, извлекая звуки из труб, тромбонов, саксофонов, рояля, электрогитар и ударных инструментов, мастерски воспроизводить их на сцене. К слову сказать, биг-бэнд дословно означает «большой оркестр», в который, согласно правилам джаза, входит пять групп музыкальных инструментов.

Если в больших городах, где есть школы джаза, музыканты поглощены изучением конкретного инструмента и направления музыки, то некоторым из наших ребят приходится осваивать новые инструменты. К примеру, Илья Грушевский - сын преподавателя отделения духовых инструментов Валерия Грушевского - валторнист, в «Джеме» Илья играет на бас-гитаре. Основной музыкальный инструмент его брата - Алексея Грушевского - кларнет, а для того, чтобы играть в джаз-оркестре он освоил альт-саксофон. Альт-саксофонист Вадим Конарев взял в руки баритон-саксофон, а полюбившаяся любителям джаза юная барабанщица Настя Бирюлькина время от времени берет уроки игры на ударных у специалистов ростовской джазовой школы им. К. Назаретова.

Забегая вперед, скажем, что на сцену ТО «Премьера» «Джем» вышел с воспитанниками джазовой школы им. К. Назаретова.

За дверью гримерной

Белоснежные рубашки, сценичные костюмы, аккуратно уложенные волосы - в гримерке музыканты не только приводят себя в порядок, разыгрываются, но и настраиваются на эмоциональный лад. При этом трубачи и тромбонисты могут сесть за рояль, чтобы поймать нужную волну, как это делали солисты биг-бэнда Снежана Ведерникова и Дмитрий Якименко. Кто-то, чтобы отвлечься, ведет светскую беседу, кто-то мысленно проигрывает пьесы, а кто-то играет не на музыкальном инструменте, а в интеллектуальную игру. К примеру, еще один солист группы, Никита Дуборкин, вместе с Ильей Грушевским и Даниилом Аккерманом собирали забытый большинством из нас кубик Рубика. По словам Виктора Дегтярева, готовившего тромбонистов, эта механическая головоломка помогает ребятам сосредоточиться.

Именно в гримерной ТО «Премьера» принимал поздравления с 12-летием Алексей Грушевский.

На фестивальной сцене - биг-бэнд «Джем»

На Международный фестиваль «GG Jazz», основанный шесть лет назад, «Джем» приезжает в третий раз. Для кого-то из ребят сцена краснодарского музыкального театра привычна, а для кого-то выход перед большой зрительской аудиторией был первым. Вместе с этим и те, и другие играли джаз наряду с такими мастерами джаза, как квинтет пятикратного обладателя премии «Грэмми» джазового пианиста Артуро О’Фэррилла из США, краснодарский биг-бэнд Георгия Гараняна под управлением Ильи Филиппова, американский джазовый коллектив «Кеннеди Администрэйшн», французское трио Стефана Бельмондо и другие.

Самое главное в выступлении джазового исполнителя - раскрепоститься и, извлекая звуки из инструмента, искренне рассказать историю слушателям.

Отвечая на вопрос, как стало возможным появление в Курганинске джазового оркестра, Роман Наумов заметил, что способствовал этому ряд факторов: знание и любовь к джазу со стороны преподавателей отделения духовых инструментов, сумевших «заразить» этой любовью своих учеников, готовность ребят посвящать музыке большую часть свободного времени.

- Джазу, как таковому, научить нельзя, - говорит он. - Можно научить играть на музыкальном инструменте, причем даже человека с неважным слухом. Можно помочь талантливому воспитаннику развиваться быстрее. Но играть джаз дано не всем, даже закончившим консерваторию. С этим музыкальным направлением все сложится у того, кто обладает даром, любовью к нему, способностями к импровизации и самобытному изложению материала.

Говоря о том, почему у джаза не так много поклонников, как у поп-музыки, Роман Наумов заметил, что джаз, как и современная академическая музыка, жанр сложный. Вместе с этим, по его мнению, джаз будет жить всегда, потому как всегда найдутся музыканты, играющие от души, не думающие о том, принесет ли это им известность, доход… им не важно, будет ли кто-то их слушать, потому что их занимает сам процесс.

- Джаз вряд ли будет массовым явлением, - считает Роман Наумов, - но свои поклонники у него будут всегда.

Для того, кто проявляет интерес к джазу, но никогда не слушал его в больших залах, не сидел рядом со знатоками и любителями этого музыкального жанра, впервые окунуться в живую атмосферу, наполненную оригинальной фактурой, богатыми тембровыми красками и ритмикой, - настоящий праздник. Там, где звучит свинг, соул, фьюжн, зал дышит особенной энергетикой. Для зрителя важно быть искренним и не бояться выражать свои эмоции: соло - изюминка джаза, поэтому, когда солист оркестра заканчивает играть импровизацию, зал аплодирует, раздаются восклицания «Браво!», а порой и «Бис!».

…Надеюсь, поездка с биг-бэндом (которая, к слову сказать, закончилась поздним вечером) стала полезной и для читателей «Курганинских известий», ведь основной нашей задачей было пробудить желание курганинцев окунуться в мир джаза, ощутить всю его красоту.

Что же касается выступления наших ребят, то Илья Филиппов - художественный руководитель фестиваля, по совместительству руководитель Биг-бэнда Георгия Гараняна, дал такую оценку их работе:

- Джазу на Кубани - быть!

Занавес закрыт. Впереди у курганинского джаз-бэнда новые концертные площадки, новые овации восторженных зрителей.

Фото автора

Последние новости

Социальные группы

ОК
VK

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Яндекс.Погода