Фото: Наталья Черняева, «Курганинские известия»

Люди, судьбы
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

За плечами героя этой публикации не один десяток лет водительского стажа, сотни километров дорог по Западной Украине, Краснодарскому краю, которые он исколесил, как говорится, вдоль и поперек. Речь идет о жителе Курганинска, ветеране Великой Отечественной войны и труда, одном из первых водителей Курганинского пассажирского автотранспортного предприятия, проработавшем в нем немало лет, Сергее Ильиче Федоренко.

Сергей Ильич родился и рос в станице Передовой Отрадненского района. Он - выходец из старинного казачьего рода, насчитывающего не одно поколение под фамилией Федоренко. Его родители Илья Арестович и Анастасия Павловна были простыми крестьянами, всю жизнь проработавшими в колхозе.

От отца, участника Гражданской войны, воспитывавшего своих пятерых детей в лучших казачьих традициях, Сергей перенял любовь к родному краю, большое трудолюбие, умение преодолевать трудности, не пасовать перед врагом, кем бы он ни был. И сегодня, прожив на свете 93 года, Сергей Ильич не утратил оптимизма, любви к жизни, несмотря на возрастные сложности…

Когда началась Великая Отечественная война, Сергею было 14 лет. В его памяти хорошо запечатлелся день вторжения фашистских оккупантов в станицу. По ее главной улице они гнали колонну наших пленных. Истощенные, обессилевшие, они брели под палящими лучами солнца. Жители станицы бросали им еду: хлеб, отварную картошку. Что-то им удавалось поймать или поднять, но останавливаться было нельзя - тут же конвой подгонял солдат ударами прикладов. Видеть это было больно и страшно, и эта картина навсегда осталась в памяти подростка, чья война была еще впереди…

Период оккупации Сергей Ильич описывает скупо: «Война есть война. Жили впроголодь, поскольку вражеские вояки забрали всю живность с подворья, мы были свидетелями расстрелов партизан и тех, кто с ними поддерживал связь…».

Уходили фашисты спешно, даже бросив кое-какую технику. Им нужно было успеть «удрать», чтобы не попасть в окружение в ростовском направлении. Враг ушел, оставив после себя пустые амбары, разоренные хозяйства, требовавшие восстановления. Сергей и его сверст-ники наравне со взрослыми работали от зари до зари в поле. Сеяли хлеб, косили жнивье. Женщины следом за косилкой вязали снопы и отправляли их на молотьбу. Выжили, выстояли…

В декабре 1944 года Сергея призвали в армию. Новобранцев на бричках доставили в Армавир, где их посадили в поезд, направлявшийся в Западную Украину. Там Сергея направили в учебный батальон, где он осваивал противотанковое ружье.

- Ох, и тяжелое оно было, - вспоминает бывший солдат, - передвигаться с ним было трудно. Но что делать, другим на действующих фронтах гораздо хуже приходилось. К тому же наши войска двигались по Европе по направлению к фашистскому логову, и это придавало силы.

После «учебки» новоиспеченных бойцов направили в Венгрию, но вскоре в срочном порядке вернули назад, поскольку на Львовщине шли бои с фашистскими недобитками, ожесточенно сопротивлявшимися бандеровцами, не дававшими спокойной жизни населению и на освобожденной от фрицев земле.

- Во Львове меня направили на курсы водителей, и я стал военным шофером, - говорит Сергей Ильич. - Тогда и не думал, что приобретенная специальность станет делом всей моей дальнейшей жизни.

А жизнь между тем поворачивала в мирное русло. Покончив с бандеровскими бандами, Сергей Ильич еще несколько лет задержался на Львовщине, где встретил свою вторую половинку Асю. Поженились. Домой солдат Федоренко вернулся в 1951 году с женой и двумя сыновьями. На тот момент его брат учился на ветеринара в Курганинском училище, звал к себе. Молодая семья Федоренко собрала нехитрый скарб и переехала на свое, как оказалось, постоянное место жительства. Сначала Сергей устроился в грузовое автохозяйство, а как только появились первые пассажирские автобусы, пересел за баранку одного из них. Так наш герой стал одним из первых водителей ПАТП.

- Перевозил пассажиров и на городских, и на районных, и на междугородних маршрутах, - говорит Сергей Ильич. - Возил детей в лагеря, коллективы предприятий на Черноморское побережье, по Адыгее, по всему Кавказу. Сколько мой «жизненный спидометр» намотал тысяч километров, сосчитать невозможно…

За безаварийную работу, ответственность, добросовестность много раз поощрялся Почетными грамотами, Благодарностями, денежными премиями. Неудивительно, что после выхода на заслуженный отдых его уговорили остаться работать, и он проработал еще 13 лет, вплоть до 2000 года, имея в трудовой книжке почти полувековую запись о работе водителем.

Со своей супругой Асей Антоновной Сергей Ильич прожил в любви и согласии 55 лет. Ее уже нет в живых, но всегда рядом или на связи дети, внуки, правнуки. А два года назад в большой семье Федоренко появился праправнук Николай. Это - большое счастье для дедушки Сережи. Так что казачьему роду не быть переводу…