Люди, судьбы
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Наш земляк - музыковед, композитор, педагог, общественный деятель Виктор Комиссинский 28 сентября отметит 80-летний юбилей. На протяжении более полувека его творческая жизнь неразрывно связана с музыкальной культурой Кубани.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Адыгея, почетный деятель Союза композиторов России, почетный профессор Краснодарского государственного института культуры, лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского и независимой премии им. народного артиста СССР Г. Ф. Пономаренко - основа личности знаменитого музыканта Виктора Комиссинского закладывалась на курганинской земле.

Самое ценное, что, кроме почтения, может дать своему наставнику ученик, - реализовывать полученные знания и передавать их своим воспитанникам. Одним из тысяч учеников нашего соотечественника Виктора Комиссинского в свое время стал другой наш земляк - преподаватель отделения духовых инструментов детской музыкальной школы Валерий Грушевский. Сегодня он обучает музыке курганинских мальчишек и девчонок, и именно он напомнил нам о том, что в краевой столице живет и трудится на благо культурной жизни Кубани человек, для которого восемьдесят лет назад малой родиной стала станица Курганная.

Истоки рода

На Кубань предки Виктора Комиссинского переселились из Полтавской губернии. По рассказам близких Виктора Георгиевича, фамилия Комиссинский досталась их роду по воле случая: не желая, чтобы сын проходил рекрутскую повинность (в императорской армии служили долго), некий богатый и знатный Комиссинский отправил вместо своего сына крестьянского парня, за которым так и закрепилась благородная фамилия.

Простой, работящей была семья матери Виктора Георгиевича - Ефросинии Даниловны Минаевой. После смены общественного строя советская власть причислила ее отца - казака Данилу Минаева - к кулакам и в годы расказачивания отправила в ссылку. В Курганной сиротами остались Анна, Татьяна, Александра, Ефросиния и Георгий Минаевы. Позже Анна оказалась в Грузии, Александра и Георгий - в Баку.

С чего начинается Родина

Непростым, наполненным бедностью, лишениями, но и мальчишескими радостями сельской жизни и созерцанием красоты кубанского края, было послевоенное детство маленького Вити Комиссинского. Сегодня в памяти Виктора Георгиевича бережно хранится образ отчего дома по улице Колхозной, что пыльной лентой прорезала окраину станицы Курганной. Там, в крытой камышом хатке-мазанке, вросшей в землю, он жил в материнской заботе и ласке, впитывал колорит и душевность народной жизни, деревенских песен.

Об отце, уходившем на фронт в 1941-м, Витя только и запомнил, что кирзовые сапоги на уровне своих глаз… В 1943 году, когда из станицы ушли оккупанты, семья получила извещение, что красноармеец Георгий Комиссинский пропал без вести. Не хотела верить Ефросиния в смерть мужа. Ждала. После войны в калитку постучал незнакомец в шинели. Его краткий рассказ о боевом товарище подтвердил гибель Георгия, как оказалось, сраженного вражеской пулей в Керченском проливе.

Свою вдовью долю и тяжелую судьбину Ефросиния выливала в печальных, как вечер, протяжных и долгих, как кубанские поля, лирических песнях. Пела она за домашними хлопотами: шитьем, уборкой или работой в огороде.

С дочерна загоревшими, потрескавшимися от неустанной работы в поле руками, в косынке, прикрывавшей не только голову, но и лицо, обгоревшее под палящими лучами солнца - такой чаще всего представала перед Витей мама. В полевую страду она уходила с рассветом и возвращалась затемно: когда куры сидели на насесте, а подоенная им корова стояла в хлеву.

Домашние хлопоты рано легли на плечи Комиссинского-младшего, лет с шести он управлялся по хозяйству: молол на ручной мельнице кукурузу, из которой мама варила мамалыгу и пекла лепешки, сдавал в приемный пункт молоко, а иной раз, когда оно оставалось, выходил с ним на рынок.

Несмотря на хромоту, которой Витя страдал с полутора лет, свободное время он проводил, бегая с ватагой станичных мальчишек. Не менее желанными для него становились часы уединения, проведенные под курганом у Куксы. В эту речушку, наполненную мелкой рыбешкой, упирался огород Комиссинских. Лежа в душистых травах, Витя с упоением вдыхал ароматы лета и, всматриваясь в раскинувшийся над ним купол неба, наблюдал за проплывающими облаками. Но самыми важными для него были звуки: будь то звон колокольчиков пасущегося стада, далекий рокот комбайнов, редкие гудки паровозов или народные напевы, в которых мелодия как бы сливалась в единое целое с полем, небом и дарила ощущение неразрывной связи человека с взрастившей его землей.

Со временем в жизни Виктора Комиссинского будут другие университеты: музыкально-педагоги- ческое училище в Краснодаре, консерватория в Саратове, аспирантура в институте им. Гнесиных в Москве. Но народная песня навсегда останется знаком детства, музыкальным символом родной земли.

В детских воспоминаниях Виктора Георгиевича сегодня хранится образ величественного и необычайно красивого Свято-Вознесенского храма, в котором его крестили в младенчестве. А еще именно в Курганной он впервые запел перед публикой. Этот жизненный эпизод врезался в память звучанием собственного мальчишечьего дисканта и опасением упасть со школьного табурета, на который его поставил учитель.

Забегая вперед, скажем: то, что в детстве было заложено в душу Виктора Комиссинского, было умом подхвачено во время его учебы на теоретико-композиторском факультете Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Узнав, что на летние каникулы Комиссинский едет на Кубань, славящуюся казачьими песнями, известный фольклорист, а в ту пору и ректор консерватории, Лев Львович Христиансен дал ему задание записать и осенью привезти сборник кубанских народных песен. Виктор со свойственной ему ответственностью справился с заданием. Позже записанные им песни, обработанные в серьезной академической манере, стали основой его кантаты «Казачьи вечерние песни». Часть из них была представлена мотивами, которые пела и его мать Ефросинья Даниловна.

После переезда в Армавир, а потом в краевую столицу Кубани Виктор Комиссинский не раз бывал на своей малой родине, где оставалась жить его крестная мать Валентина Львовна, жили его двоюродные братья и сестры. Позже приезжал он в Курганинск, когда восстанавливал трудовой стаж матери-колхозницы и во время чтения лекций по линии общества «Знание». Здесь, на родине своего детства, он записывал кубанские народные песни.

Поиск себя

В четвертый класс Витя Комиссинский пошел в Армавире. В этот город «долины ветров» его вместе с матерью перевез отчим Степан Григорьевич Ивашкин. К шестнадцати годам у Виктора прорезался низкий голос, что не осталось незамеченным его учителями. Выступая в финале краевого школьного конкурса на сцене Краснодарского музыкального театра с арией варяжского гостя из оперы «Садко», он понравился директору Краснодарского музыкально-педагогического училища Ивану Петровичу Третьякову. Поманив юного певца из кресла жюри, Иван Петрович сказал: «Приезжай к нам учиться…».

И Виктор, вопреки ожиданиям матери, по простоте душевной видевшей в сыне будущего врача, поступил в музыкальное училище.

Обучение в училище было очень разносторонним: студенты изучали историю музыки, пели в хоре и занимались дирижированием под руководством Алексея Ивановича Манжилевского, играли в оркестре Ивана Михайловича Косяка. По-матерински опекала своих учеников Оксана Андреевна Жиляева. Порой, ее поддержка выражалась в том, что для более крепкого вокального дыхания она давала студенту рубль на обед. В числе ее воспитанников был и Виктор Комиссинский. Оксана Жиляева надеялась, что, обладая красивого тембра баритоном, Комиссинский непременно станет певцом. Но именно в стенах училища, окунувшись в атмосферу большой музыки, начитавшись книг, Виктор принял решение поступать на теоретико-композиторский факультет Саратовской консерватории.

О его несостоявшейся певческой карьере знают только близкие друзья. Один из них - художественный руководитель Кубанского казачьего хора, народный артист России и Украины, профессор Виктор Захарченко. В юности у них секретов друг от друга не было. Два станичных паренька, два Виктора, жадно тянулись к музыке. Начинать им в музпедучилище пришлось с азов, ведь необходимой подготовки не было…

Его звали в Москву. А он жил на Кубани

После Краснодарского музыкально-педагогического училища в 1967 году Виктор Комиссинский успешно окончил Саратовскую консерваторию. Потом была учеба в аспирантуре Российской государственной академии музыки им. Гнесиных и блестящая защита диссертации. Ее тема стала отдельной главой в жизни Виктора Георгиевича.

Обращение к музыке современника, выдающегося композитора Родиона Щедрина стало своеобразной школой и мостом, соединившим Комиссинского с известными музыкантами страны. Получив признание самого Родиона Константиновича, он стал вхож в дом Щедрина, двери которого грациозно открывала его супруга, звезда балета Майя Плисецкая. Исследование Виктора Георгиевича «Драматургические принципы творчества Родиона Щедрина», вышедшее в Москве отдельным изданием, хвалили крупнейшие специалисты, читали за рубежом. Перед молодым музыковедом Комиссинским открывались большие научные перспективы, его звали в Москву. А он жил на Кубани, работал в институте культуры с первых дней его основания и увлеченно изучал музыкальную культуру своей малой родины.

Хранитель атмосферы мира и творчества в Доме Союза композиторов

В 1984 году Виктора Комиссинского избрали председателем краевой организации Союза композиторов России. Это было не только признание заслуг виднейшего на Кубани специалиста в области музыки, но и аванс на творческую перспективу. И он оправдал доверие коллег. За четырнадцать лет, что Виктору Георгиевичу довелось возглавлять Союз, сделано было немало: пропагандировалось творчество лучших представителей кубанской культуры - Плотниченко, Хлопкова, Пономаренко, Захарченко, издавались сочинения композиторов края, монографические сборники, проводилась работа в области фольклора и музыкального краеведения, в Краснодаре получил свое развитие и признание Всероссийский фестиваль симфонической и камерной музыки «Эоловы струны». Еще одной важной заслугой нового руководителя Союза стало привлечение в него новых творческих сил.

Итог многолетней деятельности в Союзе композиторов Виктор Комиссинский подвел в своей книге «Композиторы и музыковеды Кубани. Биографический и библиографический справочник». В этой книге в датах и фактах прослеживается жизнь краевого Союза с первого дня его существования.

Дружен Виктор Комиссинский был и с членами союза писателей. Краевые творческие Союзы располагались в одном здании, и порой выдавалось время зайти друг к другу в гости. Для писателей особенно долгожданным было время, когда, поинтересовавшись их творчеством, Виктор Георгиевич садился за рояль, доставшийся Союзу по наследству от дворянского века, и пел что-нибудь из старого казацкого фольклора или два-три дивных романса для души.

Композитор - это тот, кто не может не писать музыку

Композиторским талантом обладал и сам Виктор Комиссинский. Определяющее значение в его творчестве приобрели народно-песенные, фольклорные истоки. Произведения - вокальные циклы «Песни моей матери», «Служба царская», «Души взволнованной сонет», фортепианные пьесы «Десять романтических пьес» и другие - рождались умом и сердцем Виктора Георгиевича. Опираясь на выверенные временем и законами красоты классические традиции, он достигал естественного, органичного соединения красивой, выразительной мелодии и изысканной гармонии.

По его глубокому убеждению, жизнь оставляет «борозды» в душе композитора. Заживают они только тогда, когда, сев за рояль, он оживляет их, фиксируя на нотной бумаге.

Человек из другого времени

В далекие 60-е в доме Комиссинских как-то стихийно сам по себе организовался домашний джазовый клуб. Тогда еще давались домашние концерты и спектакли, люди были искренними, умели радоваться жизни независимо от того, как устроен их быт, и ценили роскошь человеческого общения. В этом смысле Виктор Георгиевич - человек из другого времени.

…На протяжении многих лет Виктор Комиссинский активно занимался музыкально-просветительской деятельностью, выступая на сценах концертных организаций Краснодара и других городов Кубани. Был автором и ведущим большого количества музыкальных передач краевого радио и телевидения. Он автор книг и многочисленных статей в центральной и региональной печати, посвященных творчеству русских (в том числе кубанских) композиторов, кубанскому песенному фольклору, проблемам развития отечественной музыкальной культуры.

Те, кому довелось бывать на концертах с участием Виктора Комиссинского, помнят его как прекрасного оратора. О чем бы он ни говорил - о народной музыке, творчестве Григория Пономаренко или Виктора Захарченко, джазе или классике - его выступления всегда отличались глубоким знанием предмета разговора, насыщенностью мысли и страстью.

Любовь к музыке передалась детям Виктора Георгиевича. Правда, музыкальную карьеру они делать не стали и, получив одобрение отца, выбрали свою жизненную стезю. Старший сын Филипп после окончания Московского государственного университета сегодня работает ученым-физиком в Дармштадском университете (Германия). Младший сын Денис окончил хореографическое отделение Майкопского училища искусств, Краснодарский институт культуры и искусств. До своей трагической гибели он блестяще танцевал кавказские танцы, выходя на мировые сцены в составе Кубанского казачьего хора.

Сегодня музыкальную науку осваивают три внука Виктора Георгиевича Комиссинского, и, кто знает, может быть, кто-то из них повторит путь своего прославленного деда.