Фото: Татьяна Исупова, "Курганинские известия"

Люди, судьбы
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

26 апреля – Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф

Это и день признательности людям, которых называют ликвидаторами последствий этой масштабной экологической катастрофы. Общее количество ликвидаторов составило почти 600 тысяч человек. Это были посланцы всех республик Советской страны.

35-летний водитель грузовых автомобилей Коля Навасартян прибыл в зону бедствия в составе большой группы из Армении.

В центре атомной катастрофы - 15 мая 1986 года нас пригласили в городской военкомат, объяснили, что отправляют в командировку, не назвав конкретного места. Посадили на поезд, в Днепропетровске мы вышли, и только тогда нам сказали о цели командировки. Мы переночевали в этом городе, и уже наутро прибыла группа из Узбекистана, - рассказывает о событиях 39-летней давности Коля Амиджанович.

Резервистов призвали определенного возраста и профессий, не старше 40 лет, в основном строительные специальности, особенно ценными были водители грузовых автомобилей. Коля Навасартян идеально подходил по этим параметрам, а в дальнейшем положительную роль сыграл тот факт, что у него уже было трое детей.

До Чернобыля доехали на автобусах, поселили ликвидаторов в школе-интернате.

- На втором этаже здания стояли швейные станки, нам сказали убрать их. Мы хотели их аккуратно вынести по лестнице, но приказали выбросить из окон. Нам было очень жаль, все-таки хорошая вещь. Пока мы еще не понимали, что все заражено радиацией, - вспоминает Коля Амиджанович первые впечатления. – Когда попали в Припять, то поразил лес с длинной и широкой полосой черных деревьев, а рядом стояли зеленые.

Также впечатлила обыденность общей картины: суетятся люди, светит солнце, теплый майский день… И очень трудно представить, что все вокруг наполнено опасными для всего живого радиоактивными элементами; что это все уже умерло, и даже в таком виде еще долго будет представлять опасность.

На строительстве «Укрытия»

Ликвидационные мероприятия состояли из двух направлений – дезактивация зараженных территорий и возведение саркофага над уничтоженным энергоблоком для предотвращения дальнейшего распространения радиоактивных веществ.

Обычно малолюдная сельская местность превратилась в огромный лагерь: палатки, бараки, техника. Все дороги были забиты грузовиками, бронетранспортерами, бульдозерами, самосвалами. В 30-километровой зоне вокруг станции работали специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, военнослужащие, резервисты.

Работали днем и ночью. Коля Навасартян, имевший значительный водительский стаж на грузовиках (дома работал в строительной организации), по 8-10 раз в смену возил из Чернобыля цементный раствор к определенному месту на станции, где содержимое кузова переваливалось уже в цементовоз. Возводился объект «Укрытие» толщиной 7 метров, и он должен был со всех сторон охватить разрушенный 4-й энергоблок, закрыть его куполом.

- Автомобили с раствором долго не стояли: цемент был 500-й марки и быстро застывал. Из кабин нам запретили выходить. Первый раз мне стало страшно, когда один из водителей все-таки вышел, и ему сразу стало плохо. Его отвели в стоявшую неподалеку машину скорой помощи, - говорит Коля Амиджанович.

Ежедневная норма радиации измерялась дозиметристами и заносилась в личную карточку ликвидатора, однако зачастую данные занижались. Когда общая сумма превышала норму, работа ликвидатора в зоне отчуждения считалась законченной.

- Даже если получишь 22-23 рентген, в дневник записывали меньшую цифру; у меня было 19,9 рентген. Даже когда мы приходили в столовую, нас проверяли. И если что, то отправляли мыться и менять одежду. Техника тоже накапливала радиацию. Я сначала работал на МАЗе, а потом уже – на КамАЗе. Автомобили отправляли на санобработку или уже на вечную стоянку.

Дело сделано – пора домой

Объект «Укрытие» был сооружен за 206 дней силами почти 90 тысяч сварщиков, резчиков, операторов тяжелой техники, водителей, крановщиков. Циклопический саркофаг включает в себя 7 тысяч тонн металлоконструкций, порядка 800 тысяч тонн бетона. В его пределах находится почти 95% выброшенного радиоактивного топлива. В 2016 году был возведен второй безопасный конфайнмент, который заключил внутри себя и разрушенный реактор, и старый саркофаг.

Через 4 месяца вышел приказ отправлять домой тех участников ликвидации, у кого имеется не менее трех детей. Так, у Коли Навасартяна закончилась командировка в самое опасное на тот момент место на планете. Дома, конечно, был устроен большой праздник, как это умеют делать жители Кавказа.

В Курганинске с семьей он живет с 1991 года, через некоторое время стал общаться с другими участниками ликвидации последствий аварии, в День памяти жертв радиационных аварий и катастроф вместе с ними приходит на мемориал «Ника», где установлена мемориальная плита.

Масштабная экологическая катастрофа была побеждена неимоверными усилиями сотен тысяч обычных людей, в том числе таких, как Коля Навасартян. Они мужественно справились со страшной бедой.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: https://t.me/kurganinskie

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Яндекс.Погода