Фото из личного архива Валентины Неуструевой

Люди, судьбы
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Накануне Дня российской печати ветеран печатного дела рассказала о секретах верстки газеты на линотипе

Двадцать лет полосы «Кубанской нови» набирал один человек - Валентина Неуструева. Валентина Васильевна не только отливала буквы в строки, но и самостоятельно справлялась с «заминками» линотипа.

Что такое печатное дело наша собеседница узнала еще школьницей – в типографии сельской газеты Пензенской области работала ее сестра Лида. Полосы тогда набирались вручную: чтобы получить оттиск, также вручную, нужно было прокрутить колесо печатной машины. Вот Валя и приходила в помощники. Позже - вслед за сестрой - она перебралась в Майкоп. Какое-то время работала на консервном заводе. Когда типография начала набирать учеников-линотипистов – не раздумывая, согласилась. Видимо чувствовала: именно в наборе текстов на умной машине дело всей ее жизни. К слову говоря, из учениц Неуструеву сразу повысили до линотипистов 5-го разряда, еще одна ступень - и выше некуда.

Газета - как призвание

Университетов Валентина Неуструева не оканчивала. В том, что из нее вышла высококлассный специалист, есть не только врожденный талант, но и заслуга майкопского мастера-линотиписта Икономидиса Виктора Борисовича. Работы было много. Сам рабочий процесс был сложен и опасен (температура плавления типографского сплава достигала 375°С). Несмотря на это, наставник Валентины искусственно создавал неполадки в работе машины, на деле показывал способы ремонта и исправления ошибок.

Сегодня Валентина Васильевна вспоминает: как в поле у комбайнера, рабочий день в линотиписта типографии начинался с обслуживания машины: ее нужно мыло смазать, протереть – чтобы ни пылинки. Обслужил – можно класть перед собой макет, машинописный лист текста и приступать к набору.

- Нажимая на клавиши клавиатуры, я извлекала из магазинов линотипа металлические матрицы с изображением букв и знаков препинания. В промежутках между словами устанавливала раздвижные клинья, - рассказывает Валентина Васильевна. - Из клиньев и матриц формировалась строка. Дальше дело было за отливным аппаратом.

Все последующие операции происходили автоматически: типографский сплав заполнял углубления матриц, застыв, образовывал монолитную строку. Остывшая строка выталкивалась из формы, обрезалась и выставлялась на специальную форму - гранку. После отливки шрифтовой строки матрицы попадали в разборочный аппарат, а клинья - в специальную шпационную коробку. Благодаря круговороту матриц и клиньев, после окончания набора строки, линотипист мог без промедления продолжать набор следующей.

Отлитые строки и пластины с фотографиями в единую газетную полосу собирал верстальщик. Правка ошибок или опечаток требовала повторной отливки сроки. Нужно заметить - у Валентины Неуструевой ошибки встречались крайне редко.

Необходимым навыком выпускающего редактора тех лет было беглое чтение зеркального металлического текста. В бытность работы Валентины Васильевны выпускающим редактором работал опытный журналист Алий Александрович Потапов.

Если требовалось сократить материал, правку делали не по словам и предложениям, а по строкам. Печатные машинки журналистов тех лет были настроены на строгую ширину строки: одна машинописная строка - две строки в газетной колонке. Уважающий себя газетчик непременно имел при себе металлическую строкомерную линейку на основные кегли - цицеро, петит (нонпарель в газетах встречалась редко).

В типографии «за Лабой» Валентине Неусторуевой доводилось набирать тексты – в том числе – на адыгском языке.

Разливая огонь словометный

В 1956 году, по распоряжению края, Майкопская типография передавала один из линотипов в Курганинск. Сопровождал и налаживал машину Виктор Икономидис, учитель Валентины Неуструевой. Вместе с ним в редакцию «Кубанской нови» поехала и она. Осмотрелась. Прошла собеседование у начальника типографии Моторкина Ивана Федорович, пообщалась с главным редактором издания Таисией Золотовой (Бурлуцкой). Итогом встречи стало приглашение на работу. При участии Таисии Степановны семья Неуструевых не только поменяла работу и место жительства, но и получила квартиру в коттедже, а еще -  место в детском саду для сынишки.

К слову говоря, Володя Неуструев - типографский сын полка. Валентина была незаменимым работником: и газету набирала, и линотипные машины коллег-наборщиков бланков ремонтировала - из сада Вову забирали коллеги, те, что посвободнее.  

Ровно сто лет назад о скорости набора на линотипе Владимир Маяковский сказал так: «…разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип».

Валентина Неусртуева уверена: скорость набора текста - хорошо, но этого мало. По ее словам, в умной машине каждая буковка знала свое место, но если литера была «ранена», задержалась – могла угодить не в ту кассу. Опытный линотипист сразу замечал ошибку, невнимательному приходилось переделывать работу.

В наши дни курганинская типография закрыта. Здание пустует и ветшает, но с ее тыльной стороны по-прежнему можно увидеть плавильню. Именно там – в приземистом сарайчике – отработанные строчки расплавлялись, отливались в серебристые бруски-чушки, которые по мере надобности запускались в котел линотипа. Заведовал работой плавильни печатник типографии. В пору Валентины Неуструевой в плавильщиках были Василий Хмарин и Николай Сомов.

Наш сегодняшний выпуск делался в программах компьютерной верстки. Журналист набрал текст на компьютере, выложил в корпоративную сеть; верстальщик текст скопировал и поставил на полосу. Дальше дело за печатниками, много лет в партнерах газеты самая крупная типография края «Печатный двор Кубани».

Кстати:

Существует легенда о том, что впервые увидев работу линотипа, один из издателей воскликнул: «Oh, a line of types!» («О, строка литер!» - пер. на рус.). В последующем именно эта фраза легла в основу наименования строкоотливной машины.

 

Январь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода