Анатолий Чугунов, ветеран Афганской войны.

Люди, судьбы
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

За плечами жителя Курганинска Анатолия Александровича Чугунова - 17 лет службы в авиации. Он говорит, что тот, кто управлял воздушным судном, не забудет это ощущение никогда, и признается, что небо ему снится до сих пор. Судьба этого человека, в жизни которого был Афганистан, довольно интересна и, несомненно, заслуживает внимания наших читателей.

Курганинск - малая родина Анатолия Александровича. На время его рождения это была станица Курганная. Родители - Александр Илларионович и Нина Ивановна - с детства старались привить Толику и его младшему брату Игорю все необходимые мужские качества, чтобы вырастить сыновей достойными гражданами своей страны.

Отец, бывало, рассказывал ребятам о событиях оккупационного периода немцами станицы, который довелось пережить Александру Илларионовичу подростком. Толе особенно запомнился случай, когда фашист едва не застрелил папу за какую-то провинность, но юркий мальчишка оказался ловчее фрица…

Любимым предметом в школе был урок труда, поскольку заветной Толиной мечтой было стать токарем. Он старательно вытачивал на станке немудреные детали и думал, мол, вот окончу восьмилетку, пойду в училище, там и стану настоящим мастером. Однако мама, которой очень хотелось, чтобы сын учился дальше, оказалась против его затеи, и послушный сын пошел в девятый класс.

Между тем, за год ему удалось убедить родителей в серьезности своего намерения, и юноша поступает в профессионально-техническое училище на базе саратовского авиационного завода, выпускающего самолеты марок ЯК-40, ЯК-42, военный самолет вертикальных взлета и посадки ЯК-38. Анатолий, осуществляя свою давнишнюю мечту, с большим энтузиазмом учится, осваивает профессию. В результате с отличием оканчивает училище, получает квалификацию токаря высшего для выпускников училища, третьего, разряда.

Перспективному парню преподаватели училища советуют продолжить образование в индустриальном техникуме, чтобы впоследствии он мог стать мастером производственного обучения в том же училище. Но Анатолий решает иначе. Он идет на завод, работает, и смены у станка ему не в тягость. Вместе с тем прекрасно понимает, что учиться дальше ему просто необходимо. Поэтому параллельно оканчивает популярную в то время среди молодежи вечернюю школу, получает аттестат зрелости. Теперь можно было планировать и дальнейшее будущее. И вот в одну из смен Анатолий, вытачивая очередную деталь, подумал: он делает детали для самолетов, которыми управляют другие. А почему бы самому не научиться летать на них?

Эта мысль так запала ему в душу, что он, не медля, приступает к ее воплощению. Анатолий поступает в Саратовский авиационный центр. Этот центр, готовивший летчиков для воздушных сил СССР, был известен в стране тем, что с него в свое время начинал летную карьеру первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Центр носил его имя, и учиться в нем было очень престижно. Анатолий успешно оканчивает учебу, и руководство центра, видя незаурядные способности молодого человека, приглашает его работать в нем инструктором.

Молодость - пора романтических грез, пора любви. Пришла любовь и к нашему герою. И была она, что называется, с первого взгляда и навсегда. Однажды на танцах он увидел девушку, сразу покорившую его сердце. Не осмелившись в тот вечер подойти к ней, Анатолий между тем решил, что именно она будет его женой. Так все и вышло. Ольга, так звали девушку, ответила взаимностью, ребята поженились… Два года работы инструктором окончательно убеждают нашего героя, что небо - его судьба. Он пишет рапорт в местный военкомат, и его направляют в войсковую часть города Дальнереченск Приморского края командиром экипажа вертолета МИ-2. В Дальнереченск Анатолий отправился один, без жены, которая к тому времени находилась, как принято говорить, в интересном положении. Но вот однажды, возвращаясь после полетов домой, заметил, что встречные сослуживцы ведут себя как-то странно и, загадочно улыбаясь, говорят, мол, тебя ждет телеграмма. Когда Анатолий узнал содержимое телеграммы, то все понял. Телеграмма была от жены, а в ней - всего несколько слов, но каких! «Все перенесу, но только не разлуку», - написала Ольга и прилетела к мужу.

Терпеть и переносить же, действительно, было что. Несмотря на то, что семья проживала в благоустроенной квартире, «балом правил» суровый климат. Приходилось что-то придумывать, чтобы обогреть помещение, согреть воду.

Но молодых супругов грела любовь, а потому все издержки быта тогда казались нипочем. Самое главное - они были рядом. В 1979 году в Дальнореченске у Анатолия и Ольги родилась дочь Наталья…

В 1980 году Анатолий экстерном оканчивает Сызранское высшее военное училище и получает квалификацию «пилот-техник». Его назначают командиром экипажа вертолета МИ-8. В задачу экипажа входило: перевозка военных, обеспечение связи мотострелковой дивизии в городе Лесозаводске, где определенное время Чугунов занимал должность командира части. В этот период в часть пришла разнарядка о выделении одного экипажа для замены по эстафете в Афганистане. Анатолий Александрович принимает решение, что не имеет морального права посылать туда кого-то из подчиненных и что должен лететь именно его экипаж.

В течение 20 дней в Ташкенте ведется подготовка экипажа для полетов в высокогорной местности. Летчики осваивают взлеты, посадки, ведение боя в условиях, приближенных к афганским, и 1 декабря 1985 года они прибывают на место службы, в городок Шинданд.

- Конечно же, Афганистан - особая страничка моей жизни, - говорит Анатолий Александрович. - Это - война, где каждый момент непредсказуем, где все может произойти…

Анатолий Чугунов (в центре) с командирами экипажей из Белоруссии на фоне своего вертолета  в Афганистане. Фото из семейного архива Анатолия Чугунова.За этим скупым комментарием - множество непредвиденных ситуаций, отказы двигателя, влеты и посадки в условиях плохой видимости из-за плотной завесы мелкой пыли, поднятой с земли, и многое другое, что могло сделать полет последним.

Тем не менее 28 декабря 1986 года Анатолию посчастливилось вернуться домой живым и невредимым, лишь со слегка поседевшими висками, с орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и медалью, на которой написано: «От благодарного афганского народа»…

По прибытии на Родину Анатолий Александрович продолжил службу в Дальнореченске в качестве командира части, а спустя три года его направляют в Германию. Служит в городе Ютербог, в самом крупном полку, включающем четыре эскадрильи. Когда на ученьях более ста экипажей поднимались в воздух, местное население думало, что началась война.

После Германии служил в Казахстане, в Семипалатинской области, откуда и уволился из Вооруженных сил.

Сегодняшняя жизнь ветерана Афганистана наполнена другими хлопотами и заботами. Он работает инженером по технике безопасности и охране труда в горпо, является председателем районного отделения Всероссийского общества автомобилистов. Дочери Анатолия Александровича и Ольги Викторовны - Наталья и Екатерина - подарили им двух внуков и двух внучек. Так что у майора авиации в отставке все идет своим чередом. Но он ничуть не лукавит, когда признается, что его все еще тянет в воздушную стихию. Кстати, случай подняться в небо, спустя 22 года после последнего полета, ему не так давно представился. Анатолий сел за штурвал и уверенно поднял машину в воздух. Это было непередаваемое чувство, чувство полета души, полета сердца, которые ему не забыть никогда.

Последние новости

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода