За плечами Егора Мамоновича Ковтунова - большая жизнь, наполненная кропотливым трудом, заботами сельского труженика

Люди, судьбы
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эти слова песни военного времени как нельзя более подходят к судьбе нашего сегодняшнего героя первой полосы газеты, участника Великой Отечественной войны Егора Мамоновича Ковтунова. За его плечами - большая жизнь, наполненная кропотливым трудом, заботами сельского труженика. А еще - памятные военные годы, когда ему, молодому водителю, исколесившему пол-Европы, было доверено возить дважды Героя Советского Союза маршала Баграмяна.

Нашему старшему поколению довелось многое испытать на своем веку: трудности, лишения, повороты судьбы, еще и пережить Великую Отечественную войну

Егор Мамонович родился в 1926 году в станице Красная Поляна Ростовской области. Рос в многодетной семье, в которой у его родителей Мамона Трофимовича и Дарьи Сафроновны, кроме него, было еще трое детей. Тяжело жили. Раннее детство мальчика пришлось на голодные годы, когда в доме, случалось, не было и куска хлеба. Чтобы как-то на него заработать, Егор, не окончив и начальной школы, пошел в колхоз. Пас верблюдов, являвшихся, наравне с лошадьми и быками, тягловой силой. Их запрягали в телегу и возили, к примеру, воду, зерно на элеватор.

- Конечно, мы, мальчишки, не упускали случая покататься на этих для кого-то экзотических животных, - вспоминает Егор Мамонович, - и смеялись от проявления их особенностей, заключавшихся в том, что верблюды реагировали на красный цвет плевком…

Когда началась Великая Отечественная война, Егору исполнилось 15 лет.

До призыва в армию ему довелось еще пережить и оккупацию. Фашисты оккупировали область и ее центр дважды. Первый раз они подошли к Ростову-на-Дону 17 ноября 1941 года. Наступление вел 3-й танковый корпус 1-й танковой армии в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС. Защищали город части 56-й армии РККА под командованием генерала Ремезова, в состав которой наряду с другими частями входили 339-я Ростовская стрелковая дивизия и ростовский полк народного ополчения, сформированные из местных жителей. 20 ноября войска вермахта вошли в город. А через неделю советские войска под командованием маршала Тимошенко в ходе Ростовской наступательной операции отбили город. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной Армии в начальный период войны.

Ростов-на-Дону оставался советским до июля 1942 года, когда после провала наступления Красной Армии под Харьковом немецкое командование начало наступление на Кубань и Кавказ. 24 июля 1942 года в Ростов вошла 17-я армия вермахта.

- До нас доходили слухи о том, как фашисты лютовали в Ростове-на-Дону, - говорит Егор Мамонович. - Видимо, жаждали взять реванш после неудачной первой попытки захвата. От вестей, что доходили до нас, волосы на голове, как говорят, вставали дыбом. Только в Змиевской балке, что на окраине города, были расстреляны 27 тысяч человек. А всего нацисты уничтожили более 40 тысяч человек, 53 тысячи ростовчан были угнаны в Германию на принудительные работы…

В целом, война нанесла городу большой ущерб. Ростов-на-Дону вошел в десятку наиболее пострадавших от войны городов России. 14 февраля 1943 года после победы под Сталинградом в ходе общего отступления вермахта на южном участке Восточного фронта Ростов-на-Дону был окончательно освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

- В нашей станице фактически немцев не было, - продолжает воспоминания Егор Мамонович, - ни в первый, короткий, ни во второй, длительный, периоды оккупации. Мы видели их только спешно отступавшими. Но зато были бомбежки с точечными целями. В 20 километрах от Красной Поляны находилась станция Развильная, где был элеватор, куда мы зерно возили. Однажды, когда я на верблюдах вез короб с зерном, на моих глазах был уничтожен элеватор. Девять вражеских самолетов шли тройками. Люди бросились кто куда, спасаясь от налета. Но на сей раз не люди являлись фашистской мишенью, их интересовал элеватор, который они и разбомбили…

Летом 1943 года Егора призвали в армию. Боевое крещение принял под Сталинградом в пехотных войсках. Потом прямо с позиций отправили в Тулу, в зенитно-артиллерийский полк на оборону стратегических объектов - оружейных заводов.

Из Тулы рядового Ковтунова направили в Кенигсберг, нынешний Калининград, где он окончил школу водителей. Дело в том, что в тот период наши войска при наличии техники испытывали серьезную нехватку водительского состава. Именно тогда, как оказалось позже, Егор Мамонович и прибрел профессию, навсегда связавшую его и с военными, и с мирными путями-дорожками. Семь лет прослужил он в Прибалтийском военном округе. Знаменательным событием того периода станет то, что в течение года Егор Мамонович будет личным шофером дважды героя Советского Союза генерала, а позже - маршала, Ивана Христофоровича Баграмяна.

- Замечательный был человек, - говорит Егор Мамонович. - Ну и что ж, что генерал, что в мыслях его - грандиозные военные операции. Но он находил момент, чтобы узнать, как дела у простого солдата, какие вести из дома и - обнадежить, что победа все равно будет нашей, что мы обязательно вернемся на Родину. Уже после войны я узнал, что Баграмян родился в горном селении Чанлибель, прославленное своими жителями. Из этого селения на фронт в Великую Отечественную войну ушло 1250 человек. И, представьте себе, каждый второй получил ордена и медали, каждый пятый стал командиром, из которых 12 - генералов и два маршала, а семеро - Героями Советского Союза! В 1982 году Баграмяна не стало. Меня, в числе семи водителей, возивших его в годы войны, приглашали проводить его в последний путь. Я, к сожалению, не смог поехать, так как в это время как раз умерла моя первая жена… Позже я по телевизору узнал, что после смерти Баграмяна улицу Прибрежную в Калининграде переименовали и присвоили ей имя дважды Героя Советского Союза маршала Баграмяна. Я горжусь, что судьба подарила мне встречу с этим великим военным деятелем…

День Великой Победы Егор Мамонович встретил в Риге. Радость была одна на всех. Теперь - домой! Но, как оказалось, служба его еще не заканчивалась.

- «Стариков» отпустили, а нас, молодых водителей, в которых по-прежнему ощущалась нехватка, оставили, - продолжает наш герой. - Приказ есть приказ, и я вернулся домой лишь в 1950 году.

Конечно, бравый фронтовик, грудь которого украшали орден Великой Отечественной войны и многочисленные медали, недолго ходил в холостяках. Женился, работал в Гулькевичском районе во всесоюзном институте растениеводства водителем автобуса. А однажды, приехав в гости к другу в совхоз имени Сталина (ныне поселок Октябрьский), случайно встретился с тогдашним его директором Марией Алексеевной Ульяновой. Разговорились. Мария Алексеевна, в ходе беседы понявшая, что в совхозе такие люди нужны, сразу предложила, мол, оставайся у нас! И вот с той поры Егор Мамонович более 50 лет наматывал тысячи километров на курганинской земле.

По-разному складывалась жизнь ветерана. Черная полоса сменялась белой, за печалью шла радость. Похоронив первую жену, родившую ему сыновей Николая, Владимира и Сергея, женился во второй раз. Однако несколько лет назад не стало и второй супруги. В настоящее время Егор Мамонович живет один. Тем не менее он не одинок. У него трое внуков, четверо правнуков. Во время нашей беседы к нему наведалась невестка Галина с правнуком Максимом. Дед прямо расцвел. По всему было видно, как трепетно относится он к правнуку.

- Свекор просто не хочет ни к кому переезжать, - сказала Галина Васильевна. - Он еще вполне самостоятельный, а мы живем поблизости, постоянно на связи и каждый день его навещаем. Егор Мамонович - добросердечный, отзывчивый человек, у него - замечательный характер, все мы его очень любим.

Уважаемый Егор Мамонович! От имени читателей «Курганинских известий» поздравляем Вас с праздником Великой Победы. Пусть Ваши дни будут наполнены счастьем, радостью и только добрыми воспоминаниями.

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода