Среди героев нашей рубрики, приуроченной к 80-летию Краснодарского края, уже были герои разных, даже самых необычных, профессий. Но особенно приятно было узнать, что и среди наших коллег, газетчиков, есть ровесники края. И сегодня наш рассказ - об Алии Александровиче Потапове.
Родился и вырос Алий Потапов в Темиргоевской. Его отец прибыл в эту станицу после службы в армии, как тогда говорили, «на заселение». Вновь прибывшим в станице давали дома. Мама была местной, темиргоевской, по происхождению - казачка. Отец работал в суде, а мама вела домашнее хозяйство и воспитывала детей (в семье росло двое сыновей).
На фронт отца забрали в первые месяцы войны. «Когда стало понятно, что немцы вот-вот войдут в станицу, мама закопала все папины документы, - вспоминает Алий Александрович. - Она боялась, потому что было известно, что немцы расстреливают семьи служащих. Ну а потом, даже после войны, так и не нашли документов тех».
Дней оккупации Алий Потапов почти не помнит. Говорит, не столько потому, что был слишком мал, сколько потому, что мама, стремясь уберечь детей от опасности, почти никогда не выпускала их на улицу. «В память врезался только один эпизод, связанный с гитлеровцами, - рассказывает наш коллега. - Немцы тогда уже отступали. Шли колонной по главной улице станицы. А по дороге заходили в дома и отбирали все съестное, что находили, чтобы обеспечить себя едой в дорогу. И вот в наш дом ввалился немец. Возможно, из-за того, что я сам тогда был пятилетним ребенком, он показался мне просто громадным. Он размахивал автоматом и выкрикивал: «Яйки! Млеко!». И я так испугался его, что начал истошно орать. От моего рева немец растерялся. Молча повернулся и вышел из нашего дома».
Отец вернулся с войны живым и невредимым. Правда, ждать его возвращения пришлось аж до 1947 года. «Отец служил в «Смерше», - говорит Алий Александрович. - О службе своей он особо не рассказывал. А, знаете, очень жалею, что пока еще он был жив, я так и не расспросил его об этом ни разу».
В школу Алий Потапов пошел уже после окончания войны, в 1946 году. Учился неплохо. «Вы удивитесь, - говорит он, - но при всем при том, что почти вся моя трудовая деятельность была связана с русским языком, я никогда особо не интересовался этим предметом, и у меня по нему была твердая тройка. Правил никогда не знал, но писал всегда без ошибок. Врожденная грамотность, кажется, так это называется». Зато рисование ему давалось легко и было одним из самых любимых школьных предметов.
К тому моменту, как герой нашего повествования окончил школу, отца перевели на работу в Курганную. Это был как раз тот период истории, когда шло укрупнение районов, и Темиргоевский район был присоединен к Курганинскому. «Отец уже получил жилье в Курганной, - говорит Потапов. - А мы еще несколько месяцев жили в Темиргоевской с мамой, пока я не закончил учебу. И только потом перебрались к отцу».
После школы молодой человек решил никуда не поступать, а ждать призыва на армейскую службу. А поскольку ждать было еще больше года, то устроился работать на фашину - особое берегоукрепительное сооружение на Лабе, которое делали из веток. Это было первое место работы Алия Потапова, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.
Потом была армейская служба, которая сыграла роковую роль в судьбе героя нашего повествования. Служил он сначала в Калуге, потом был направлен в город Электросталь, в школу связистов. А уже оттуда был направлен непосредственно в часть.
Там, в части, Алий Александрович сильно повредил спину, неудачно выполнив силовое упражнение. Жаловаться на боли в спине не стал, терпел, все думал, что само пройдет. Увы, не прошло. Эти боли преследовали его всю оставшуюся жизнь.
Именно из-за травмированной спины Потапову пришлось отказаться от главной мечты своей жизни - стать художником. «После армии я хотел подать документы в художественное училище, - рассказывает он. - Природные данные к рисованию у меня были, и желание рисовать - тоже. Но ведь это только со стороны кажется, что труд художника простой. А на самом деле за ним кроются колоссальные нагрузки, особенно на спину: приходится часами стоять у мольберта, держа кисть в вытянутой руке. Я понял, что моя постоянно ноющая спина просто не выдержит таких испытаний». Поскольку учиться Алий Александрович с детства мечтал только на художника, то поступать в другие учебные заведения даже не стал пытаться. Пошел работать плотником на строительство сахарного завода.
Это был как раз последний год стройки. Освободившихся рабочих приглашали работать на открывшийся завод. Позвали и Алия Александровича. Он уже было согласился перейти рабочим на обслуживание линии водоснабжения. Но тут состоялся разговор с приятелем, который стал отправной точкой нового этапа в жизни Потапова. «Приятель мой работал в типографии на тот момент, - вспоминает он. - У них как раз освободилось место корректора. И мой друг меня порекомендовал. Вот так пригодилась моя врожденная грамотность: правил русского языка не помнил, но на уровне интуиции всегда знал, как писать правильно».
Типография и редакция районной газеты не просто располагались в одном дворе. Они хотя и значились как два разных предприятия, но партийная организация, профсоюзная ячейка были общие. Да и связь производственная была самая тесная. Поэтому сотрудники этих двух учреждений тогда считали себя единым коллективом. В типографии Потапов отработал около 4 лет, а потом его пригласила к себе Таисия Степановна Золотова-Бурлуцкая, возглавлявшая тогда коллектив районной газеты, и предложила перейти на работу корректором в редакцию.
С тех самых пор жизнь Алия Александровича Потапова была накрепко связана с районкой. Здесь проработал он до самого выхода на пенсию. Был корректором, журналистом, ответственным секретарем. Параллельно окончил заочное отделение факультета журналистики Ростовского государственного университета. Писал в разных жанрах, в том числе владел такими непростыми формами, как очерк и фельетон.
Что касается художественного творчества, то и с ним Алий Александрович не распрощался. Несмотря на то, что профессиональным художником не стал, на протяжении всей жизни он изучал по книгам и альбомам творения великих мастеров кисти, по крупицам собирал навыки, посвящая все свое свободное время рисованию.
В 1965 году Алий Александрович обзавелся собственной семьей. Жить молодожены остались в родительском доме. Правда, с годами Потаповы его полностью перестроили. В оформлении подворья очень пригодился художественный талант Алия Александровича: стены дома и хозпостроек украшены прекрасными мозаичными панно, а главное украшение двора - фонтан со скульптурами. Его Потапов создал собственными руками.
В семье выросло двое детей. Дочь переняла от отца художественные способности. Даже окончила художественную школу. Сейчас вместе с семьей она живет в Тихорецке.
Последние годы Алий Александрович Потапов находится на заслуженном отдыхе. Ухаживает за женой, у которой сильно пошатнулось здоровье. А если удается выкроить свободную минуту, то обязательно посвящает ее своему любимому делу - художественному творчеству.
Фото автора.