БАМу – 50 лет! Дружба, зародившаяся на этой стройке века, остается на века
В строительстве Байкало-Амурской магистрали приняли участие десятки тысяч специалистов, прибывших в эту часть страны из всех регионов Советского Союза. Выполнив поставленные правительством задачи, многие из них вернулись домой или выбрали новым местом жительства другие города и села.
Кстати, в Курганинском районе бамовцев проживает несколько десятков человек. Из общения с некоторыми сделала вывод, что, независимо от их должностей и специальностей, человеческие качества их самые наилучшие – дружелюбие, открытость, готовность помочь.
В фотоальбоме – память о БАМе
В том, что в строительстве и дальнейшей эксплуатации БАМа участвовали представители многих национальностей, я убедилась еще раз из просмотра фотоальбома Зинаиды и Анатолия Коваль, подаренного коллективами, где они трудились долгое время. В нем на внутренней обложке написано: «Анатолий Иванович и Зинаида Петровна – вы замечательные люди, и мы едем с вами!» И далее - много фотографий сотрудников и друзей. Супруги рассказывают о них, кто откуда приехал – и это весь Советский Союз! До сих пор сохранили с ними дружеские связи, несмотря на то, что уехали из Тынды 8 лет назад. Воспоминания самые теплые:
- Для нас БАМ – это все, это наша жизнь. Первое время очень тянуло назад. Осталась там часть души, столько было пережито: скучаем по людям, работе, коллективам, природе. Со всеми общаемся, тем более современные средства связи позволяют. К сожалению, со времени отъезда ни разу там не были.
Зинаида и Анатолий Коваль живут в Курганинске с 2016 года. Место жительства выбрали по совету друга семьи - Татьяны Кожухановой, также работавшей на железнодорожной магистрали. И именно она встречала их хлебом-солью на армавирском вокзале. Дружба эта - многолетняя и нерушимая. К месту вспомнились слова из советского гимна.
Диспетчер Коваль желает счастливой дороги!
Зинаида Петровна родом из Николаевской области Украинской ССР. В августе 1989 года приехала по совету родственника в Тынду с первым мужем Александром (впоследствии погибшим) и 6-летним сыном Денисом (будущим железнодорожником).
- Первое впечатление от Тынды было тяжелым: центр города – еще ничего, но расстроилась, когда приехали на окраину – сопки, лес и много-много бараков. Муж тем не менее обустроил жилье должным образом, - вспоминает свои первые впечатления Зинаида Петровна.
Ревизором на пассажирских поездах дальнего следования трудилась 3 года. За маленьким сыном в отсутствие родителей присматривали соседи.
- Это были очень хорошие люди. В бараке - четыре квартиры, двери никто не запирал, дети играли в коридоре все вместе. Отношения были самыми наилучшими, друг другу помогали, - говорит она.
Следующее место работы - диспетчерская железнодорожной станции Тында. По моему мнению, диспетчер - это сложная и ответственная должность, и надо обладать сильным характером, чтобы решать производственную задачу по подготовке поезда в рейс, да еще и в строгие временные рамки. Тот факт, что в этой должности Зинаида Петровна проработала 22 года, говорит о том, что она обладала необходимыми профессиональными качествами.
- Нет, характер не был жестким, - разуверяет она меня. - Но умела находить выход в сложных ситуациях. Если я не могла решить проблему сама, а время ночное, то я поднимала всех ответственных, кто мог этим заниматься. Самым главным было – своевременно выдать на график поезд полностью обеспеченным.
Напутствие «Диспетчер Коваль желает счастливой дороги!» она произнесла несчетное количество раз. Профессиональная привычка – громко говорить по радиостанции, телефонам – сохранялась долгое время и после увольнения.
Из шахты – на железную дорогу
Анатолий Коваль также приехал в Сибирь из Украины, а именно – из Винницкой области. После окончания горного училища 2 года работал в шахте на Донбассе, затем был призван на службу в армию - в 4-ю танковую Кантемировскую дивизию в Подмосковье. Демобилизовавшись, по совету родственника, уже работавшего на БАМе, поехал на стройку. Устроился слесарем в вагонное депо станции Тында по обслуживанию грузовых поездов, а затем - и пассажирских, осмотрщиком в пункте технического обслуживания.
Вся рабочая смена проходила на свежем воздухе, в основном – морозном. Анатолий Иванович отморозил мочки ушей, кончики пальцев на руках, приобрел заболевания спины.
- Было очень тяжело и физически: тогда вагоны шли еще на скольжении. В 50-градусный мороз клали мокрые рукавицы на раскаленное от перепадов высоты колесо и грелись. Кончики пальцев отморозил, потому что голыми руками надо проверять колеса. Автосцепки весом 220 кг меняли втроем: ставили ее на попа и катили по рельсам, если был свободный путь. Практически всю смену проводил, нагнувшись под вагоном. Одежда была такой, что оголялась спина и замерзала, - вспоминает он свои нелегкие рабочие обязанности.
Но все-таки он не поменял работу на менее легкую, и общий стаж Анатолия Коваля на железной дороге составил 33 года. Начал слесарем 3-го разряда и закончил осмотр-щиком 7 разряда первого класса, был награжден Благодарностью президента РЖД Глеба Якунина, нагрудным знаком «За безопасность движения» и другими ведомственными наградами. В 53 года вышел на льготную пенсию.
В 2004 году Зинаида Петровна и Анатолий Иванович зарегистрировали брак в ЗАГСе города Тында – городе, который для многих бамовцев стал родным и любимым.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: http://t.me/kurganinskie