Ключарь храма Вознесения Господня Дмитрий Левчук. Фото Натальи Шамовой.

Духовность
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ключарь храма Вознесения Господня, иерей Дмитрий Левчук посетил редакцию газеты «Курганинские известия» и ответил на вопросы журналистов

Служение в храме Вознесения Господня для иерея Дмитрия Левчука началось не только с исполнения обязанностей ключаря - старшего священника храма и первого помощника правящего архиерея. Просветительская и катехизаторская миссия православной церкви побудила его к сотрудничеству с районной общественно-политической газетой «Курганинские известия», во взаимодействии с которой он видит возможность повышения интереса читательской аудитории к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры.

- Отец Дмитрий, как бы ни говорили о том, что в храм мы идем к Богу, а не к священнику, для прихожан большое значение имеет личность священнослужителя. Расскажите о себе, откуда Вы родом, как пришли к священничеству?

- Родом я, как говорил Франциск Скорина о себе, с Полесья, это юго-западная Беларусь. Детство и школьные годы прошли в городе Дрогичин Брестской области. Конечно, в церкви помню себя с раннего детства. Семья воцерковленная. Прадедушка, дедушка и бабушка пели в церковном хоре. Когда мой дедушка Бердник Григорий Миронович стал алтарником в храме Сретенья Господня города Дрогичин, поближе к дому, вместе с ним в алтарь начал ходить и я. В этом храме я был пономарем пять лет. До сих пор сердце хранит памятные воспоминания о приходе, отцах Петре и Иоанне Пинчук, которые сыграли в мой жизни определяющую роль. В тринадцать лет, когда мне доверили послушание пономаря, в школе я был троечником. Серьезное переосмысление жизненных ценностей помогло мне с отличием окончить школу и поступить в лучшую духовную семинарию того времени - Санкт-Петербургскую.

- Священнослужители - воины Отечества земного, служители Царя Небесного, куда получат распределение, там и несут послушание. В каких приходах Вам доводилось окормлять паству?

- Мой путь к священству был с испытаниями: одних Господь ведет, а меня, наверное, тащил. Во время учебы в Санкт-Петербургской духовной семинарии я нес послушания псаломщика в храме великомученика Дмитрия Солунского в Колымягах у отца Ипполита Ковальского и в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском проспекте у отца Федора Гуряка. Если семинария давала духовное образование, то приход - бесценный церковно-практический опыт.

В 2007 году я получил сразу два диплома - духовной семинарии и педагогической академии. Но священный сан принял лишь спустя пять лет. Священство не принимал по той причине, что не ощущал себя готовым к этому ответственному и всепоглощающему служению. Когда дипломы были на руках, вернулся на свою малую родину и пошел трудиться педагогом-психологом в детский приют. Сил было много. В это же время поступил учиться в вильнюсский университет по программе международного права. Параллельно обучался в Открытом университете Израиля со специализацией по еврейской истории, в который я поступил еще учась на пятом курсе духовной семинарии.

Учебу совмещал с работой на заводе ОАО «Брестгазоаппарат». Благодаря этому опыту у меня есть рабочая специальность - обжигальщик эмали. А уже будучи священником поступил в аспирантуру Гродненского государственного университета, из которого, сдав кандидатские минимумы, отчислился. И снова поступил в аспирантуру, но уже Белорусского государственного университета, так как здесь есть моя специальность по международному праву, где по сей день обучаюсь на факультете международных отношений.

Судьбоносным для меня стал 2011 год. Во-первых, я женился. Во-вторых, уволился со светской работы и перешел на должность псаломщика, пономаря и иподьякона в Покровский кафедральный собор города Гродно. В-третьих, я был рукоположен в сан дьякона, да еще и в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Почему это знаково для меня? Потому что святой Иоанн Богослов - небесный покровитель моей альма-матер, Санкт-Петербургской духовной академии.

Свое священническое служение я нес в храме Собора всех белорусских святых города Гродно. Позже мы переехали в город Солигорск, где была пройдена хорошая школа самостоятельного служения: мне довелось с нуля создавать приход. По воле Божьей уже два года служу в Армавирской епархии. Первоначально в храме Казанской иконы Божьей Матери станицы Темиргоевская. Теперь, вот, в храме Вознесения Господня города Курганинск.

- Понятие «ключарь» в словарном обиходе прихожан нашего храма появилось не так давно, с тех пор, как настоятелем стал правящий архиерей Владыка Игнатий. Поясните, что оно под собой подразумевает и какими обязанностями Вы наделены?

- Владыка Игнатий является настоятелем тех епархиальных храмов, которые требуют особого внимания. В Армавире это Никольский кафедральный собор и требующий восстановления Троицкий собор. В Курганинске - храм Вознесения Господня. Кстати, самый большой в Армавирской епархии. Учитывая, что архиерею приходится справляться с большим объемом работы, он просто физически не в силах постоянно находиться в окормляемом храме, и потому на помощь приходит ключарь. В мои непосредственные обязанности входит обеспечение финансово-хозяйственной деятельности прихода, организация миссионерской, катехизаторской и просветительской деятельности, забота о храме - благоустройство церковной жизни, сохранности утвари. Помимо этого, в нашем приходе трудятся около пятидесяти человек, и их послушания необходимо постоянно организовывать. Да, и, конечно, у меня есть ключи от всех замков в нашем храме. Я же ключарь!

- Вы служите в храме Вознесения Господня второй месяц. Ваши впечатления о приходе? Почему люди не идут в Церковь? Каковы причины и как изменить ситуацию?

- Курганинск требует особой духовной заботы. На самом деле, для такого большого храма, как храм Вознесения Господня, приход чрезвычайно мал. В нем мало молодежи и людей среднего возраста. На вседневных богослужениях прихожан практически нет. В мае прошлого года я был в Кобрине (это на моей малой родине, бывшее владение Александра Суворова). Пройдясь воскресным днем по храмам города, а их там порядка семи-восьми на такое же число жителей как в Курганинске, увидел, что церкви переполнены. Повторю, это был обычный воскресный день. У порога храмов стояли сотни велосипедов и десятки детских колясок. Душа радуется, что молодые семьи (и папы, и мамы вместе) ведут детей на службу, приносят малюток на причастие.

Грустно это говорить, но мои ощущения такие, что по уровню духовной жизни мы, православные, застряли где-то в восьмидесятых годах прошлого столетия.

Возможно, проблема в священнослужителях, в том, что наши проповеди недостаточно наполнены, в том, что мы уделяем мало внимания миссионерской работе. Молодое поколение нуждается во всесторонне развитом, высокообразованном служителе церкви, опирающемся и на духовные знания, и на знания психологии человека, и на свой жизненный опыт. Создавая общину, мы не должны быть фарисеями, мы должны создавать общину, основанную на любви к ближнему.

Возможно, проблема в «опытных» прихожанах, которые, порой, норовя помочь, напротив, отворачивают людей от храма. Кому понравится, когда во время службы за ним следят и непрестанно делают замечания? Разъяснять поведение в храме - дело священников. Человеку должно быть комфортно в доме Божьем. Над этим мы сейчас трудимся.

И, конечно, мы сами духовно обезоруживаем себя. Многие крещеные православные христиане снимают с себя Крест Христов. Казалось бы, мелочь. Но с этого все нестроения и начинаются. Появляются ниточки красные на запястьях, друзья подкову дарят на счастье, вместо молитв к Богу, голова забита различными суевериями и тому подобное. Незаметно для самого себя православный человек перестает быть таковым.

- Сегодня общество подвержено пессимизму - личному и коллективному. Как сохранить уверенность и надежду в завтрашнем дне?

- Вся наша неудовлетворенность жизнью - от нарушения заповедей Божьих. Нас съедает гордыня, зависть, сребролюбие, тоска, печаль. Расставьте приоритеты, посвятите седьмой день Господу. Очень важно уповать на Божью милость и помощь. В воскресный день потрудиться над очищением своей души. И тогда по благости Всевышнего все приложится. Не мама должна идти в храм и молиться за всю семью, не папа, а все вместе.

Когда слышу, что у людей нет времени на посещение богослужений, мягко говоря, удивляюсь. Так сказать может человек абсолютно не понявший Евангелие. Господь же в долгу не останется! В храме Божьем за общим богослужением мы время не тратим, ведь твой час, проведенный за Божественной литургией, вернется тебе дополнительным годом жизни. Не понимаю, зачем трудиться, например, в теплице в воскресный день и потом с инфарктом или инсультом упасть. Тогда и теплица тебе уже нужна не будет. А ведь можно все распланировать так, чтобы и в богослужении воскресном поучаствовать, и теплицей заниматься еще много десятков лет.

Я глубоко убежден в том, что в храм нужно идти не тогда, когда все плохо, а прежде всего, тогда, когда хорошо. Нужно учиться благодарить Бога.

- Какие задачи стоят перед священнослужителями на ближайший год? Как будет выстраиваться миссионерская деятельность, планируются ли изменения церковной жизни прихода?

- Наши дети, да и взрослые, в своем большинстве, не знают Священного Писания, Слова Божьего. Это основная проблема. Библия - это же инструкция нашей жизни. Попробуй разобраться в каком-нибудь сложном инженерном приспособлении или техническом устройстве без инструкции. Одно движение, и новое станет сломанным. А с жизнью своей мы по каким-то неведомым для меня причинам пытаемся справиться без «руководства к эксплуатации».

Очень хочется, чтобы наши люди улыбались, даже когда их постигают невзгоды. И вот именно для этого мы будем стараться организовать на нашем приходе храма Вознесения Господня и катехизаторские курсы, и воскресную школу для деток, и молодежное братство, и сестричество милосердия, и огласительные беседы перед Таинствами Крещения и Венчания.

Есть желание открыть клуб для православного общения. Его цель - проводить встречи, на которых можно общаться с близкими по духу людьми, задавать интересующие вопросы священнику, приглашать интересных людей.

Очень важно, чтобы в приходе была сформирована община, костяк. Возможно, эту проблему удастся решить посредством создания общих чаепитий за большим самоваром.

- Каким Вы видите взаимодействие с редакцией газеты «Курганинские известия»?

- В современном мире средства массовой информации играют важную роль. У нашего прихода есть свой сайт, например. А недавно открыли аккаунт в инстаграме: @svhram. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных информировать широкие слои населения, ориентировать его в череде сменяющих друг друга общественных, экономических, культурных событий. Радует, что газета «Курганинские известия» много внимания уделяет нравственности, семье, духовности, патриотизму, человеку труда. После диалога с главным редактором Татьяной Чепковой мы пришли к решению - в рамках тематической странички «Благовест» сделать постоянную рубрику «Задай вопрос священнику». В рамках этой рубрики предлагается присылать в редакцию вопросы по христианской тематике. Ответы на них будут давать священники храма.

- Что Вы пожелаете нашим читателям?

- Сейчас идет Великий пост - время самоограничения человека во всех аспектах его жизни. Это хорошая возможность стать лучше, организовать себя на духовную жизнь, победить в себе дурные привычки и страсти, лишающие внутреннего покоя. Одному с этим справиться невозможно. Поэтому Церковь предлагает помощь - такую своеобразную опору. Это Таинства Церкви - Исповедь, Причастие, Соборование, через которые мы получаем благодать Духа Святого.

Пожелаю всем православным христианам воцерковления, во-первых. Во-вторых, выучить слово «катехизис», а лучше взять в нашей приходской библиотеке сам Катехизис и изучить его. В-третьих, всем-всем пожелаю никогда не быть угрюмыми, а радоваться самой жизни, которая не наша, но дар Божий нам. То есть один талант от Бога имеет каждый из нас. Давайте его преумножать!

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода