19 января Русская православная церковь празднует Крещение Господне
Крещение Господне иначе именуют Богоявлением, днем Просвещения, праздником Светов или Святые Светы. О его смыслах, традициях празднования поговорили со священнослужителями храма Вознесения Господня города Курганинска.
В воспоминание Евангельских событий Крещения Господня церковь напоминает о Богоявлении как об историческом событии, через крещение Христа проповедует о таинстве крещения, возрождающем человека в духовную жизнь; на примере освященной воды показывает образ мира в его первоначальной благости.
Тайна троичности Божества и чудо освящения родника
По словам настоятеля храма Вознесения Господня протоиерея Александра Денисенко, при крещении Иисуса Христа была явлена неведомая до тех пор тайна троичности Божества, тайна о Боге едином в трех лицах: Бог Отец открыл ее голосом своим, Бог Сын – крещением в Иордане, Дух Святой – схождением с Небес в виде голубя. В крещении раскрывается великая тайна миссии Спасителя: с крещения начинается его путь служения и проповеди.
- Мой отец был настоятелем Свято-Покровского храма села Натырбово. Так что к празднованию Крещения Господня я причастен с детства, - рассказывает мой собеседник. - В Крещенский сочельник вместе с братьями пономарил, после возвращения из церкви отец совершал краткий молебен, окроплял дом освященной водой, мы с братьями прислуживали – носили кадило, держали чашу, рисовали на ставнях крестики. Благословение отца – за шиворот ковшичек освященной воды.
По словам отца Александра, в Свято-Покровском храме во время Великого освящения воды выпускали белых голубей, казаки палили из ружей. Патроны – холостые, к чистке ружей привлекали мальчишек-подростков.
- Старожилы говорили, на словах тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение…» в царские времена из пушек палили, - рассказывает он.
А вот купели в селе Натырбово не устраивали. Воды в реке Лабе было по колено, но казаки все равно окунались.
До службы в курганинском храме Вознесения Господня отец Александр учился в Самарской духовной семинарии, совершал богослужения в мордовском храме Серафима Саровского и в Троицкой церкви села Большие Березники.
- В Самаре «иордань» устраивали на реке Волге, - вспоминает протоиерей Александр Денисенко. - Проруби вырубали в форме креста. Раздевалки устраивали из отслуживших свой срок новогодних елок. В мордовском городе Ковылкино все было непросто: река была далеко, колодца не было, «водоем» устраивали прямо на территории храма – каждые четыре часа многотонную алюминиевую емкость, напоминающую бассейн, наполняли из 20-тонной цистерны. В селе Большие Березники освящались святые источники и Гусиное озеро, на котором вырезалась купель, устанавливался помост.
Большие Березники запомнились отцу Александру таким случаем. При освящении источника, берущего начало под валуном, он запереживал, что из-за крещенских морозов воды в желобке мало. Погрузил крест – хлынул напор, будто кто вентиль открыл.
Праздник упования на вечную жизнь и освящение морских вод
Протоиерей Тарасий Канюка - тоже потомственный священник, по детству в Крещение Господне пономарил, пел в церковном хоре скадовского храма Сергия Радонежского.
- Крещение – праздник, наполненный радости воспоминания о Богоявлении Господнем, благодарности к Спасителю и упования на вечную жизнь, - говорит отец Тарасий. - Сейчас после водосвятного молебна сам кроплю народ. Прежде подносил ли чашу, пел ли с певчими, во время Великого освящения воды щедро, с головы до ног, меня самого окроплял отец. Да, был мокрый, но переодеваться никто не гнал, не было такого, чтобы простыл, заболел.
По словам моего собеседника, Скадовск – курортный городок Черноморского побережья Херсонщины. Учитывая, что морская вода для питья не пригодна, освящать ее необходимости не было. Такая потребность возникла с возобновлением традиции крещенских купаний. Произошло это за несколько лет до майдана.
- В один из крестных ходов по завершении богослужений ручейки верующих из Свято-Сергиевского, Свято-Ильинского и Свято-Пантелеимоновского храмов Скадовска сошлись в одной точке, - вспоминает отец Тарасий. - Слились, и с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение…», и со словами величания «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских» вместе двигались к берегу Джарылгачского залива. Чай, концертная программа – забота местной власти. Освятить воды - дело церкви. Все исполнимо, но есть одно «но»: залив - мелководный, чтобы зайти в воду по пояс, взрослому человеку нужно пройти порядка сотни метров, желающих окунаться было немного. После майдана освящение проводили раскольники. В прошлом году традиция православных крестных ходов возобновилась.
В семье отца Тарасия, как и в семьях отца Александра и отца Алексия Дрючина, в день Богоявления Господня дом непременно кропят крещенской водой. По словам священнослужителя, дело это несложное, но полезное, а еще посильное каждому верующему. Можно, конечно, пригласить священника, но и самим справиться вполне по силам, главное – вера и стяжание жизни во Христе.
Господь открывается по-разному, и «иордань» при - 46 °C
У иерея Алексия Дрючина воцерковленной была бабушка. От нее в годы богоборчества он узнавал о церковных праздниках, в том числе, о Крещении Господнем и целительной силе крещенской воды, которой не раз были мазаны его стесанные коленки.
Первое празднование Богоявления Господня прошло для моего собеседника в Сургуте. Тогда он был прихожанином храма Святителя Николая Чудотворца. Запомнилась служба, водосвятный молебен, а еще бочки с надписью «Вода», купели – железные короба, палатки, костры и тепловые пушки.
- Вспоминается, как народ окунался в «иордань» при - 46 °C, - рассказывает отец Алексий. - К церковным таинствам эта традиция не относится, вместе с тем настоятель Никольского храма отец Николай ее приветствовал. Он рассуждал так: «Сегодня народ пришел в освященную воду погрузиться, «грехи смыть», завтра придет в храм исповедоваться и причаститься». Став священнослужителем, поддерживаю позицию батюшки: Господь по-разному открывается людям, кому-то через вот такие мирские традиции.
Вспомнил отец Алексий и один из Богоявленских дней в городе Владимире, где он служил клириком храма Вознесения Христова. Тогда, совершая Великое освящение вод на одном из озер загородного парка, отец Алексий стал свидетелем необычного действа: при троекратном погружении креста в «иордань» каждый раз крест облепляло множество мелких рыб, таким образом, как бы служа Господу. Как говорится, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Мой собеседник убежден: важность праздника Крещения Господня свидетельствует о том, что благодать Духа приобретается православными верующими через добродетели смирения и кротости. Эти же качества проявил в день Богоявления сам Господь: будучи безгрешным, Иисус принял Иоанново крещение, чем исполнил всякую правду и приобрел свидетельство благоволения Отца Небесного.
Убежден отец Алексий и в том, что человек должен верить в благодатную силу крещенской воды. По его словам, крещенская вода – великая святыня, дающая человеку благодатную силу идти Евангельским путем ко спасению, средство защиты от «лица враг видимых и невидимых», укрепляющая, исцеляющая от немощей телесных и душевных.
Если говорить о купании в освященных водах, делать это важно с верой, благоговейно, помня, что это купание не смывает неисповеданные грехи человека. С грехом человек расстается через искреннее раскаяние, которое он приносит Богу в храме, прибегая к таинству покаяния.
Крещенская вода – великая святыня, дающая человеку благодатную силу идти Евангельским путем ко спасению, средство защиты от «лица враг видимых и невидимых», укрепляющая, исцеляющая от немощей телесных и душевных. Окунаться в «иордань» важно с верой, благоговейно, помня, что это купание не смывает неисповеданные грехи человека. С грехом человек расстается через искреннее раскаяние, которое он приносит Богу в храме, прибегая к таинству покаяния.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: http://t.me/kurganinskie