21
Пт, сен
45 новые статьи

«Курганинск» - на Севере России

Посольно-свежьевой траулер «Курганинск» в водах Баренцева моря. 1979 год. Фото из архива Виктора Георги.

История, память
Утилиты
Типографика

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тридцать девять лет назад, в год празднования 126-летия города Курганинска, в Мурманском порту появился одноименный траулер «Курганинск»

Изготовленный на судостроительном заводе «Балтия», траулер «Курганинск» был спущен на воду в марте 1979 года в Клайпеде, крупнейшем морском порту Литвы.
Покинув балтийские просторы, судно вошло в акваторию Баренцева моря и на два десятка лет было приписано к Мурманскому траловому флоту. За давностью лет эта история жителями нашего города забылась, а потому в 165-ю годовщину со дня образования Курганинска мы решили напомнить об этом событии в истории города.

Казалось бы, невозможно удивить курганинцев, знающих, что более чем в четырнадцати тысячах километрах от Кубани - в Антарктиде, неподалеку от российской полярной станции Беллинсгаузен, есть указатель в направлении Курганинска. Оказалось - возможно. Сегодня мало кто из жителей города знает, да и далеко не каждый знавший вспомнит, что неподалеку от Северного полюса в 80-90-е годы бросал трал в воды Северного Ледовитого океана траулер под таким родным и близким сердцу названием «Курганинск». Об этой вехе в истории города, в преддверии празднования его 165-летнего юбилея, вспомнила директор исторического музея Елена Гончарова.

В поисках очевидца
В поисках человека, бывавшего на судне, пришлось не один день бороздить просторы Интернета. Помимо этого был сделан не один десяток звонков, написана дюжина писем, велась переписка с моряками и отделом кадров Мурманского тралового флота, с создателем сайта «Энциклопедия рыбного Мурмана» (которым оказался известный журналист Виктор Георги) и редакцией областной ежедневной газеты «Мурманский вестник».
Долгое время в прояснении информации был полный штиль. И вот подул попутный ветер. Перелистав архив районной газеты, мы вышли на имя В. Чайкина, который двадцать пять лет назад с борта траулера прислал в редакцию «Кубанской нови» материал о штормовых буднях траулера «Курганинск». Как оказалось позже, по паспорту Валентин, в кругу близких - Валерий Чайкин, наш земляк. В станицу Курганную Чайкины перебрались из станицы Отрадной. Тогда, в 1931 году, Кубань входила в состав Азово-Черноморского края. В Курганной Валентин окончил первую школу, здесь до 1989 года жили его родители.
Разыскать Валентина Герасимовича нам удалось благодаря мурманскому журналисту, одному из немногих, кто имел сведения о старшем коллеге, разменявшем десятый десяток и писавшем о заполярных рыбаках еще в доинтернетную эпоху. Проявив участие, он не только добыл для нас контакты Валентина Герасимовича, но и поделился семейной историей, которая, как бы это удивительно ни звучало, вела в город Курганинск. Оказалось, летом 1959-го здесь, у нас на Кубани, родился его родной брат, да и сам Владимир двухлетним мальчишкой бывал в нашем городе.

Характер ПСТ «Курганинск»
По воспоминаниям Валентина Герасимовича, траулер «Курганинск» был успешным судном: удачливым и одновременно отважным. Нет, на его мачте не была прибита подкова, а к бушприту не прикрепляли хвост акулы, но ПСТ «Курганинск» был в числе передовых. Иной раз получал рейс на месяц, а через неделю запрашивал доступ в порт. Главк задавался вопросом: «Что случилось, не сломалось ли судно?». И каждый раз оказывалось, что судно в порядке и ждет возможности разгрузить бункеры и контейнеры трюмов. Но не только в удаче было дело, на траулере работали отважные, профессиональные рыбаки.
Раз за разом, обладая рыбацким чутьем, капитан, умело пользовавшись сведениями промразведки и правильно прочтя данные приборов, уверенно брал курс на рыбное место. На протяжении лова он контролировал ход, глубину трала, оценивал заход рыбы.
Эта работа требовала большого внимания, опыта и судоводительской ловкости. Ведь в это время судно ограничено в маневрах, и ошибки могли стоить порыва сети о скалистый грунт или столкновения с другим бортом.


Под стать капитану и суровому нраву Баренцева моря на борту трудились мужественные, смелые и настойчивые моряки. Мореходность судна обеспечивала работу с тралом при волнении моря до четырех баллов, ПСТ «Курганинск» бросал трал даже во время сильного ветра, когда крупные волны с белыми пенистыми гребнями поднимались на высоту до четырех метров и суда, в ожидании погоды, «ставили носы на волну».
По словам Валентина Чайкина, моря Севера вообще очень редко бывают спокойными. Бывало, поставив трал в безветренную погоду с небольшой волной до трех-четырех баллов, приходилось экстренно его поднимать.
В иной день так штормило, что под напором волн обрывались стальные ваера, трал, и тогда отважные мастера устраняли неполадки в холодных, бушующих водах океана.
Благодаря слаженной работе команды ПСТ «Курганинск» не раз выполнял двенадцатимесячный план в июне. В такие годы на берегу его встречали с цветами, оркестром и высокоподнятым полотнищем, на котором были выведены слова: «С возвращением в порт, дорогие моряки!». Об успехах рыбаков писали мурманские газеты. На встречах передового судна бывала и кубанская делегация.
- Именно посольно-свежьевой траулер «Курганинск», - вспоминает Валентин Чайкин, - первым в практике Мурманского тралового флота заключил договор со скандинавами и сдавал продукцию в норвежские порты. Облавливая косяки в прибрежных норвежских водах, куда прежде нашим судам путь был закрыт, рыбаки за кроны продавали разделанную треску, чем пополняли флотский валютный фонд.

Маленький город на воде
К Семи островам, расположенным вдоль Мурманского берега Кольского полуострова, посольно-свежьевой траулер «Курганинск» ходил на мойву, в районе Шпицбергена (полярного архипелага, расположенного в Северном Ледовитом океане) ловил треску, Северная Атлантика была зоной лова сельди. Но в каких бы водах ни ходило судно, моряки всегда чувствовали себя на его борту как дома: сам траулер становился для них маленьким городком, а каюты - уютными жилищами.
Если вернуться в прошлое и заглянуть в одну из них, можно увидеть умывальник с зеркалом, письменный стол, книжные полки, шкаф для одежды
(в который помещается весь рабочий и «городской» гардероб), кровать, диван, стул. Кто-то ставил небольшой холодильник, а кто-то телевизор. В каютах можно было увидеть и маленькие капризы: ковры, полки для дисков, цветочные горшки, картины, светильники - в общем, кому что по душе.
А еще на судне были стенды с панорамными видами города Курганинска, их в подарок судну-тезке высылал Курганинский райком партии.
С райисполкомом и горисполкомом команда вела переписку: моряки интересовались историей города, он в свою очередь делал запросы
о морской жизни траулера и выполнении плана командой борта ПСТ № МГ-1328.
Большая часть экипажа во время рейса работала в вахтовом режиме: двенадцатичасовой рабочий день составляла четырехчасовая вахта, следующие восемь часов отводились на отдых. При этом, в случае необходимости, дежурный по смене привлекался к работе. И так весь рейс -
без выходных и праздников.

У каждого дома запах особый
У каждого дома есть свои собственные неповторимые звуки и запахи. Такие были и на траулере «Курганинск».
Снаружи он пах рыбой, морской солью, ржавчиной и краской. Внутри аромат менялся в зависимости от предназначения помещений.
В машинном отделении можно было почувствовать жар и гул работающего двигателя. Воздух там был наполнен запахом топлива, смазки, промасленной ветоши. Рядом с хозяйством артельщика пахло судовыми запасами - все той же рыбой, мукой, крупами и овощами. Приближаясь к судовому камбузу или столовой, можно было ощутить запах пищи. К слову говоря, на камбузе готовая порция еды была всегда. Коридоры и каюты пахли пластиком тонких стен, вибрирующих мелкой дрожью в такт работы силовой установки траулера и поскрипывающих от раскачивания судна на морских волнах. Рядом с капитанским мостиком находится штурманская рубка - комнатка без солнечного света, с большим столом, на котором всегда была разложена ходовая карта, освещаемая настольной лампой. На нее карандашом наносился маршрут траулера и делались отметки о времени прохождения контрольных точек. В расположенной поблизости радиорубке стоял запах паяльной канифоли, гудели ламповые радиоприемники-передатчики, а на самом видном месте был установлен радиоключ для передачи сообщений азбукой Морзе. Здесь же висели часы с выделенными каждую четверть часа трехминутными секторами тишины, в это время все передатчики замолкали и радисты слушали - не звучит ли в эфире сигнал SOS. Капитанский мостик, как правило, пах табаком.
Был на судне и свой досуг: киномеханик показывал фильмы, коротая время в шторм, матросы пели под гитару, а в штиль на палубе натягивалась волейбольная сетка.

Судовое меню
Меню на траулере состояло преимущественно из рыбы. Помимо обычного промыслового улова, в трал попадал деликатесный прилов -
пестрая зубатка, белокорый палтус, семга, окунь, шед. По словам Валентина Герасимовича, жареный белокорый палтус по вкусу напоминает нежное мясо свинины. На сковороду шла свежевыловленная мойва, спустя три часа после засола в пищу употреблялась икра. Во время шторма столы накрывали мокрыми скатертями - по мокрой ткани тарелки не скользят.
И еще одна особенность судовых столов - невысокий бортик по периметру столешницы, так снижалась вероятность скатывания столовых предметов и пищи на палубу.

Необычный улов
Нередко в трал вместе с рыбой попадали ракушки, крабы, омары, кораллы, морские звезды. Бывали и опасные находки - мины времен Великой Отечественной войны и акулы.
Поднятый с миной трал держали у борта до прихода аварийно-спасательной бригады. На это время лов приостанавливался. Челюсти выловленных акул шли на сувениры.
Некоторые экспонаты улова передавались Валентином Чайкиным в Курганинск.
По его словам, в 80-е годы при первой школе действовал музей и кружок естествознания.

Панорама из трюмов траулера
Если в бытность ПСТ «Курганинск», выглянув в окно, жители города Курганинска могли увидеть дома соседей, новостройки, укрытые снегом, или колосящиеся хлебами поля, то вот как глазами Валентина Чайкина была запечатлена одна из картин ночного выхода судна в Баренцево море: «Вверху в бархатной оправе ночи сверкает ожерелье Большой Медведицы с крупнейшим - прямо над полюсом - алмазом Полярной звезды. И эта звезда - самый древнейший путеводный талисман моряков.
В полнеба разливается, перекатывается из стороны в сторону, скручиваясь и раздаваясь вширь, северное сияние. Сполохи его по обочинам наливаются нестерпимой зеленью так, словно сложены из груд самоцветного изумрудья.
В центре время от времени разгораются они жаром, отсвечивают рубином, александритом и еще невообразимо чем! Воистину красота неземная. И ни единый художник за все тысячелетия человеческой сути не в силах был воспроизвести такую первозданную красоту природы на своем холсте».
Вот такая получилась история. А ведь она не только вернула нас в прошлое, но и позволила в настоящем задуматься о том, что где-то хранимые Полярной звездой в морях-океанах трудятся отважные моряки, в числе которых непременно есть и наши земляки - курганинцы.

Валентин Чайкин, корреспондент газеты «Полярная правда».

Будучи курсантом Ростовского мореходного училища им. Г. Я. Седова, в 1944 году Валентин Чайкин был направлен на Балтику: сперва в учебный отряд, а вслед за этим на эскадренный миноносец «Примерный».
В этом же году он начал свою писательскую деятельность, а со временем окончил журналистский факультет школы партийного актива флота. На долгие годы ключевыми темами для него стали рабочие будни и проблемы моряков Севера. Если рыбаки выходили в море на несколько месяцев,
то Валентин Чайкин, бывало, не ступал на землю по полгода: пересаживаясь с судна на судно, он передавал статьи в телефонограммах. Шли они не только в редакции газет, помогая морякам в решении вопросов со своевременной заменой изношенных тралов, доставкой плавбаз, тары, топлива, питьевой воды, он писал в обком партии, Министерство рыбной промышленности, а порой и в ЦК.
Делом жизни Валентина Чайкина стала не хлеборобная кубанская нива, а бескрайние просторы океана. Море не отпустило нашего земляка: выйдя на заслуженный отдых, Валентин Герасимович остался в Мурманске, крупнейшем городе мира, расположенном за Северным полярным кругом.

Последние новости

Социальные группы

ОК
VK
FB

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Яндекс.Погода